Ритм в начале 10-й Шостаковича
Вот первые несколько секунд гениальной 10-й симфонии Шостаковича:
Здесь всё очень красиво, но меня всё время волновал ритм. Паузы между фразами и длительности нот казались чуть ли не случайными. Не, ну может вам не кажутся, но у меня было такое ощущение. Всё же не могут ведь музыканты брать ритм с потолка — видимо, просто я его не слышу. Надо разобраться.
Решил заглянуть в текст, а там вот что:
Оказывается, всё очень дискретно. Я не поленился и попробовал скормить это компьютеру. Всё складывается из кубиков (верхняя строка — первые и вторые скрипки разом):
Вот как это звучит:
Что-то такое. Даже сквозь пластмассовый звук слышно, как всё круто. И теперь уже невозможно не слышать эту дискректность и в живой записи Неэме Ярви и Шотландского национального оркестра. Заметно, как сильно замедляются там музыканты перед второй паузой (в тексте этого нет, и компьютер не догадался). А вот в прекрасном исполнении Густаво Дудамеля и Венесуэльского оркестра имени Симона Боливара всё совсем иначе. Перед второй паузой они, наоборот, слегка ускоряются, а сами паузы там существенно длиннее, чем в тексте.
Кстати, два аккорда после второй паузы повторяются в самом конце первой части. Это самое приятное, что в ней происходит после всей драмы, такой прям выдох облегчения.
Напоминаю, что 10-я симфония Шостаковича — самая лучшая симфония.