Какая сила тащит парусную яхту
В начале одного из яхтенных походов капитан рассказывал команде полезную теорию и давал интересные задачки. Один из вопросов был такой: как называется сила, которая заставляет парусную яхту двигаться?
Участники стали выдавать варианты ответа, типа там «давление ветра на парус». А у вас какие варианты? Подумайте, прежде чем читать дальше. Это вопрос по физике. Правильный ответ оказался такой: сила трения. При чём здесь она?
Ветер, конечно, дует, и возможно, даже в парус. Но дальше есть какие-то верёвки, которые или привязаны к определённым частям лодки, или держатся в блоке. Именно в этом месте обеспечивается передача силы от ветра на яхту. Если трения будет недостаточно, узлы развяжутся, а блоки не удержат верёвки — яхта никуда не поплывёт. Искусство завязывания узлов состоит в том, чтобы и обеспечивать высочайшее трение, и мочь его при необходимости убирать.
Это не просто хитрая загадка, а весьма полезное практическое знание. После этого урока начинаешь смотреть на верёвки совсем иначе — видеть в них мощь и опасность. Если в руке окажется натянутая верёвка, то всю колоссальную силу трения, которая приводит в движение многотонную посудину, ты почувствуешь на своей коже, от которой после этого мало что останется.
Трение передает силу ветра парусу, но без ветра силы не будет, поэтому роль трения вторична.
Это не правильный ответ. Это ответ, удобный капитану, чтобы рассказать о важности узлов.
Если я не завяжу ни один узел, яхта все равно будет двигаться.
Тогда и автомобиль движет сила трения шин по асфальту. Что очевидно неверно.
Сила, которая движет яхту — таки «сила ветра» (хотя этим термином называют скорость ветра, точнее будет — энергия воздушного потока)