Книга Марка Сидония Фалкса «Как управлять рабами»
Прочитал, а точнее, прослушал аудиоверсию книги «Как управлять рабами». Очень интересно и открывает глаза на то, как, видимо, искренне размышляют государственные руководители о жителях страны. А ещё интересно наблюдать, как автор отмечает изменения в обществе: снижение социально-приемлемого уровня насилия по отношению к рабам. Короче, как обычно — выписка.
Введение
‹...› Основную часть работы по хозяйству выполняют рабы. Это особенно выгодно, поскольку означает, что хозяин домовладения не должен опираться на посторонних лиц для получения нужных услуг. Все мы знаем, как унизительно просить помощи и как скучно и утомительно привлекать к работе сторонних исполнителей. Они никогда не являются в оговоренный срок, могут запросить завышенную плату за услуги и, не имея потребности гордиться своим трудом, выполняют задания кое-как. Если же у нас есть рабы, мы можем быть уверены, что работа будет выполнена именно так, как мы этого пожелаем.
Интересно, что экономика учит нас думать ровно наоборот.
Избегайте рабов, которые постоянно находятся в состоянии печали и тоски. Быть рабом — не самая завидная доля, и те, кто склонен к депрессии, только усугубят таковую. Такое поведение — один из источников раздражения для рабовладельцев: в самом деле, как можно опираться на работников, которые чуть что — разражаются слезами, а то и пытаются прибегнуть к суициду? Согласно закону, продавец обязан дать потенциальному покупателю информацию о том, не было ли у раба попыток суицида. Но мы не всегда можем быть уверены, что нам говорят правду, поэтому лучше доверять своему инстинкту. Суицид — более распространенная проблема, чем вы можете подумать. Поскольку, как говорит пословица, «лучше умереть, чем быть рабом». Или ещё: «От того, что вам не нравится быть рабом, вы будете несчастны. Но от этого вы не перестанете быть рабом».
Глава 1. Как купить раба
Если вы увидели раба, в котором заинтересованы, не постесняйтесь хорошенько осмотреть его. Как вы сняли бы попону с лошади, которую собираетесь купить, чтобы лучше рассмотреть её особенности и обнаружить любые существующие или потенциальные недостатки, так же вы должны заставить работорговца снять одежду с раба. Уж кому-кому, а работорговцам доверять нельзя: нередко они стремятся скрыть при помощи одежды дефекты раба. Чтобы скрыть колени, вывернутые внутрь (деформация коленного сустава), на раба надевают длинную тунику. Или яркой одеждой пытаются отвлечь внимание от худосочности и невзрачности объекта продажи. Удостоверьтесь, что у мужчин-рабов в наличии оба яичка: вы же, наверное, хотите, чтобы они могли размножаться. Другими словами, не стесняйтесь прощупать и расковырять всё, что потребуется, дабы убедиться, что вы знаете всю правду об экземпляре товара, который стоит перед вами.
Если речь идет о существе женского пола, поинтересуйтесь, способна ли эта женщина к деторождению. Будьте в курсе относительно того, не было ли у неё мертворожденных младенцев, регулярны ли у неё менструации.
Комментарий к главе (тоже из книги):
В настоящее время неясно, действительно ли римляне занимались активным «разведением» своих рабов. Размножение рабов происходило естественным образом, учитывая то, что им часто позволялось иметь половых партнеров. Хозяин, как представляется, одобрял такие партнёрские отношения, но степень его участия в их создании неизвестна. Если хозяин был в курсе, разумно предположить, что он хотел бы предотвратить связь между двумя беспокойными, доставляющими ему хлопоты рабами, но это ещё не означает, что он стремился управлять биомассой своих рабов путём подбора хорошо сложенных и здоровых партнёров. Хозяева также предавались сексуальным утехам со своими рабами, что имело следствием (по крайней мере, если в этом участвовали особи женского пола) рождение детей. Дети, рождённые рабыней, юридически являлись рабами, даже в том случае, если их отцом был рабовладелец.
Глава 2. Как взять от рабов всё, что они способны дать
Хороших рабов очень деморализует, если они видят, что всю тяжелую работу делают они, а еду приходится делить пополам с теми, кто отлынивал. Важно также, чтобы каждый раб имел чётко определённую долгосрочную цель. Если вы интересуетесь их жизнью, в них может пробудиться надежда усердным трудом заработать себе свободу. Вы поймёте, что это сколь справедливо, столь и выгодно — предлагать свободу как долгосрочную цель, как награду за лояльность и трудолюбие. Если раб поверит, что эта цель достижима, он будет работать усердно, приближая её. Позволение рабу иметь детей даёт ему ещё один стимул работать усердно. Если они заимеют детей, то смогут наслаждаться семейной жизнью. Но если вы будете недовольны ими, вы можете в виде наказания продать их детей другому владельцу.
Не стоит считать, что рабский труд — это оптимальный выбор для вашего имения. Запущенную землю определённо лучше обрабатывать с применением труда наёмных работников, а не рабов, поскольку она требует большего количества специальных навыков и бо́льших усилий.
О, а тут уже понятная экономика.
Катон считал, что рабы должны либо работать, либо спать. Он действительно был счастлив иметь рабов, которые много спят, считая, что таких контролировать значительно легче, чем тех, кто полон энергии и невесть что способен натворить ‹...› Он считал, что половое влечение рабов относится к вещам, наиболее трудно поддающимся контролю, поэтому он выделял им специальное место, где они могли бы встречаться с женщинами-рабынями. Однако постоянные отношения не приветствовались. С моей точки зрения, это не способ вести хозяйство. Гуманность всё-таки предполагает наличие каких-то человеческих прав, даже если речь идет о жалком рабе.
Я всегда хвалю тех, кто работает хорошо, и всегда слежу за тем, чтобы никому даже в голову не пришло, будто они получают преимущества потому, что льстят мне. На самом деле, если они пытаются сказать мне, какой я замечательный, я наказываю их, чтобы поняли, что лестью они ничего не добьются, что нужно просто работать и давать результаты.
Я обучаю своих новых управляющих следующим вещам, которые, я считаю, помогут им стать более нравственными. (Это главным образом известные высказывания и старомодные советы, но в данном случае они уместны.) Я запрещаю им использовать рабов для иных дел, чем те, что связаны с интересами хозяина. Иначе вы можете обнаружить, что новые руководители используют своё положение, заставляя рабов выполнять их личные поручения, в то время как рабы должны работать на благо имения в целом. Управляющие не должны питаться отдельно от подчиненных; пусть едят ту же пищу, что и работники. Ничто так не раздражает усталого раба, как созерцание начальника работ, поглощающего вкусную и роскошную еду, когда сам раб получит только обычный скудный паёк. Это также означает, что управляющий должен проследить, чтобы общая пища была приготовлена должным образом, была питательной и полезной для здоровья.
Посещения собственных владений могут преподнести и неприятные сюрпризы. Однажды я посетил свое имение на юге Италии. Во время инспекционной поездки, когда я шел пешком через цветущие поля, к моим ногам вдруг бросилась женщина, которая была привязана за толстую веревку и держала в руках вилы. Её волосы были острижены, тело грязное, а туника рваная. «Пожалейте меня, хозяин! — запричитала она. — Я свободнорождённая, но была схвачена пиратами и продана вашему молодому управляющему как рабыня». Я поверил ей, потому что слог её был изящен, а черты лица благородны, что говорило о высоком, а не рабском происхождении. Она объяснила, что управляющий пытается заставить её сожительствовать с ним. Она умоляла меня освободить её и говорила, что вернёт мне 2000 сестерциев (столько она стоила) по возвращении домой, в семью, откуда её выкрали пираты. Она сорвала тунику и показала ужасные следы побоев: управляющий бил её. Я был глубоко тронут этой историей. «Вам не о чем беспокоиться, — сказал я, — вы можете вернуться домой без всякого возмещения расходов. Это просто безобразие и бесчестный поступок — содержать в таких условиях особу знатного происхождения, да ещё такую красавицу». Я вызвал управляющего, потерявшего стыд раба по имени Сосфен, и сказал ему: «Ты чудовище! Ты видел, чтобы даже с самыми никчемными рабами я обращался подобным образом?» Он признался, что купил её у перекупщика рабов, потому что она ему понравилась. Я снял его с поста управляющего, вернув на прежнее место, а женщине позволил помыться, переодеться в чистую одежду и отослал её домой.
‹...› в ваших интересах — обращаться с рабами великодушно. Если они работают хорошо, вы в отношениях с ними всегда должны проявлять воспитанность и корректность ‹...› Как я уже говорил, я общаюсь с ними, спрашиваю их мнения и даже совета, если по данному вопросу они знают больше меня. Я нахожу, что рабы хорошо реагируют на такое обращение и работают потом с бóльшим энтузиазмом. Иногда я применяю этот подход даже к тем, кто наказан — посажен на цепь в тюремной камере. Я посещаю этих провинившихся, проверяю, как они прикованы, а также спрашиваю, не считают ли они, что наказаны несправедливо. Потому что даже самый смиренный раб со значительной долей вероятности может быть наказан несправедливо: над ним ведь столько «начальства». Между тем именно эти простые, бесхитростные рабы, которым нечего терять, наиболее опасны, если их вывести из себя чрезмерно жестоким отношением. Я даже захожу так далеко, что позволяю им жаловаться на надсмотрщиков и изредка удовлетворяю их жалобы. Таким образом, нарушителям дается клапан, через который они могут выпустить пар, а управляющие и надсмотрщики знают свое место и опасаются превышать полномочия: ведь даже самый ничтожный раб может и пожаловаться, если его ущемляют несправедливо. И много чего может порассказать об управляющих.
Глава 3. Рабы и секс
Разведение рабов является полезным и выгодным делом, но вы должны иметь в виду, что оно требует определённых затрат капитала и много времени. С сельскими рабами дело обстоит проще. Поскольку они остаются на ферме целый день, всё, что требуется, — это закрепить за ними женщин. Сложнее с пастухами: они, как правило, пасут свои стада в горных долинах и лесистой местности. Жильё у них временное — такое, какое смастерят своими руками, условия суровые. Поэтому желательно посылать с ними женщин, которые помогали бы во всём и готовили еду. Однако следует убедиться, что они достаточно здоровые и способны выжить в таких условиях. Часто они успешно занимаются той же работой, что и мужчины, ухаживая за стадом, заготавливая дрова, управляясь по хозяйству. Когда дело доходит до кормления их отпрысков, я замечал, что они кормят детей грудью, не отрываясь от работы: в одной руке бревно, в другой — младенец. Это к тому, чтобы отметить, насколько мягкотелы и изнеженны современные молодые мамаши, которые по нескольку дней лежат под москитной сеткой, восстанавливая силы после родов.
Я предпочитаю приглашать своих управляющих обедать со мной, чтобы обсудить возможных партнёрш: пусть почувствуют свою причастность к решению, важному для всех нас. Выбирая женщину, которая будет в итоге управительницей хозяйства, вы должны остановиться на такой, которая продемонстрирует наибольшую умеренность в том, что касается еды, вина, сна и секса. А также она должна иметь самую лучшую память, проявлять самое большое усердие в выполнении любых задач и больше всех стремиться угодить хозяину. Это стремление вы можете поощрять: показывайте ей, как вы счастливы, когда она вам угодила, и как разочарованы, если у неё не получилось угодить.
Глава 4. Что делает раба рабом, и откуда берутся хорошие рабы.
Рабы почти всегда стоят ниже своих хозяев, и печальным фактом является то, что большинство рабов не получают таких образования и обучения, которые могли бы сделать их лучше. А ещё более печальный факт сегодняшней жизни состоит в том, что мы уже шагу не можем ступить без обслуги. Рабы выращивают для нас еду и готовят её. Они стирают нашу одежду и носят наш груз. Я знаю одного известного римского гражданина, который настолько не был способен к самоограничению и настолько потерял свое достоинство, что приставил к себе раба, который за обедом удерживал его за руку, если он поглощал слишком много пищи. Вот уж позор-то: он скорее готов повиноваться рабу, чем самому себе. Такие хозяева, которые не могут побороть своего болезненного пристрастия к роскошной жизни, и есть истинные рабы — рабы своих низменных влечений.
Глава 5. Наказание рабов
Следует также помнить, что владение рабами дает владельцу возможность личного совершенствования. Оно учит нас управлять своими инстинктами. Это ещё одна причина, по которой я стараюсь не бить рабов собственными руками. Куда лучше сдержать свой гнев на несколько минут и вместо того, чтобы поддаться губительному и недостойному приступу гнева, внимательно посчитать, сколько ударов розгой или хлыстом провинившийся раб заслуживает. А затем наказание будет исполнено другим слугой, специально обученным, или нанятым для этой цели человеком.
Пауза перед наказанием рабов также даёт возможность утвердить свое моральное превосходство. В конце концов, мы простили галлов и бриттов за сопротивление нам — почему бы не продемонстрировать тот же дух прощения перед этими рабами, ещё более ничтожными? Разве мы не способны проявлять милосердие к несчастному рабу, вся вина которого в том, что он был ленив или болтлив? Если это ребёнок, его проступок извинителен из-за его возраста, если женщина — из-за её пола. Как мы слишком уважаем тех, кто стоит выше нас, чтобы сердиться на них, так же мы должны слишком уважать себя, чтобы сердиться на наших рабов. Едва ли это акт героизма — послать несчастного в тюрьму, чтобы потом остывать несколько дней.
Глава 6. Когда помогут только пытки
Рабы — злостные лжецы, и правду они могут сказать, только если заставить их корчиться от боли. Единственное исключение: раб не может свидетельствовать против своего хозяина, кроме случаев государственной измены.
Надо сказать, в прошлом некоторые владельцы заходили слишком далеко в пытках своих рабов, чтобы заставить их сказать так называемую «правду». Женщина по имени Сассия однажды пыталась сфабриковать доказательства того, что её сын Клуенций убил своего отчима Оппианика. Поэтому она пытала трёх рабов (их звали Стратон, Аскла и Никострат), но они выдержали пытки и ничего не сказали. Какая женщина уймется, не достигнув желаемого? Она продолжала, используя всё более изощрённые пытки. Свидетели пыток уже не могли выносить их вида. В конце концов опустил руки даже палач. Разъярённая Сассия требовала продолжения, но один из свидетелей заявил, что такой допрос направлен не на то, чтоб добиться истины, а на то, чтобы заставить рабов говорить неправду. Другие свидетели согласились с этим, и все они покинули зал. Но разбушевавшаяся женщина продолжала мучить рабов. В конце концов Никострат умер, а Стратона она распяла, предварительно вырвав язык, чтобы помешать ему инкриминировать преступление ей самой.
В те времена Сассия имела полное право подвергать пыткам своих рабов, чтобы они помогли ей узнать правду о случившемся. Но она делала это с такой жестокостью, которая в наше время уже не дозволена: наши великие императоры решили лично вникать в подобные истории отношений между хозяином и его рабами. Как мы видели, хозяева уже не могут просто убить своих рабов без веской на то причины. Рабы имеют право обратиться в суд ‹...›
Новая этика!
Особенно шокирует то, что даже один из наших императоров злоупотреблял применением пыток для получения показаний от рабов, обеспечивая осуждение их хозяев. Так, Домициан всякий раз, когда хотел пополнить государственную казну и набить свой собственный карман, выбирал своей целью определённых сверхбогатых людей. Но, не в силах привлечь этих людей к ответственности в соответствии с нормами права, он обвинял их в государственной измене. После этого он подвергал пыткам их домашних рабов (разрешения владельцев не требовалось ввиду тяжести их обвинения), чтобы подтвердить так называемые факты по поводу заговоров их хозяев против императора. На самом деле зачастую он не марал руки пытками. Он просто поощрял и подкупал рабов, чтобы они свидетельствовали против хозяев. Тем самым Домициан продемонстрировал, что в отношении нравственных принципов и моральных качеств он ничуть не выше раба.
Глава 7. Развлечения и игры
Ни при каких обстоятельствах не позволяйте вашим городским рабам пристраститься к обыкновению приезжать в центр города и бесцельно там слоняться. Оглянуться не успеете, как они превратятся в бездельников, привыкших к праздному времяпрепровождению. Такие бродят по Марсову полю, околачиваются возле цирка и театров, охочи до азартных игр, сидят в кабаках и тавернах, занимаются развратом в борделях. И даже если вы насильственно вернёте их к прежним обязанностям, они никогда не перестанут мечтать об этих безумствах.
Глава 8. Помните о Спартаке!
Позвольте мне рассказать историю о префекте Рима по имени Педаний Секунд — человеке, наделённом властью, который, тем не менее, был убит обычным рабом. Неясно, почему раб был одержим желанием мести. Либо потому, что Педаний отказался дать ему вольную, либо потому, что у раба были любовные отношения с одним из мальчиков хозяина, а он не мог разделить с ним любовь. Какой бы ни была причина, но он его убил. Поэтому, согласно древнему закону, все рабы домохозяйства Педания были обречены на смерть, ибо не сумели спасти его. Ведь хотя бы один из них должен был знать что-нибудь, или подозревать, или вмешаться, чтобы не допустить убийства?
Комментарий к главе (тоже из книги):
Сплетни и болтовня также были для рабов способом попытаться изменить поведение их хозяев. Сплетничая, они доводили сведения о скверном обращении с ними хозяина до более широкой аудитории. Тем самым они наносили удар по репутации хозяина, представляя его как дурного человека. Совет, данный Цицерону во время предвыборной агитации, показывает: сплетни часто исходят из домашних хозяйств.
Глава 9. Освобождение рабов
Многие рабы жаждут свободы. Несмотря на тот факт, что они не имеют никакой социальной ценности (являясь просто собственностью другого человека — хозяина), они чувствуют себя униженными и заслуживающими лучшего обращения. И хотя в моральном плане им, как правило, грош цена, они считают, что заслуживают того, чтобы быть свободными. Многие из них, похоже, смутно чувствуют какую-то несправедливость своего положения: с чего это вдруг они должны быть рабами? Даже при том, что моральные и правовые аргументы, которые им приводят, вески и неопровержимы... Такие рабы знают, что они будут освобождены, если это принесёт выгоду их владельцу. Освобождение — та самая «морковка», при помощи которой можно заставить раба трудиться усердно и честно.
«Похоже, смутно чувствуют какую-то несправедливость своего положения»!
На самом деле стать свободными хотят не все рабы. Некоторые так довольны семьёй, где они живут, тесными отношениями с хозяином, что, похоже, не много приобретут, получив свободу и возложив на себя все заботы и всю ответственность этого статуса.
Тоже вечная тема про то, что угнетаемые не так-то уж и хотят свободы.
Нередко владелец освобождает рабыню, потому что имеет к ней нежные чувства и хочет, чтобы их отношения завершились законным браком. Хотя это, возможно, в некотором смысле и предосудительно, но нет ничего удивительного, если хозяин, будучи одиноким, сближается с привлекательной молодой рабыней, которая стремится угодить ему. Если вы окажетесь в таком положении, не забудьте подчеркнуть: вы освобождаете девушку на условиях брака. Я знаю несколько таких случаев, когда старый дурень втрескается в молоденькую, даст ей вольную в ожидании свадьбы — а она сбежит с молодым. Или ещё нередко случается, что ваш вольноотпущенник хочет заплатить вам за рабыню, которой вы владеете, чтобы вы отпустили её: у него с ней сложились любовные отношения, когда он ещё сам был рабом. В таких случаях было бы жестоким лишить верного слугу возможности вкусить плоды семейного блаженства. Однажды даже случилось так, что вольноотпущенница вернулась, чтобы выкупить своего партнёра. Опять же, мне трудно было ответить отказом, учитывая долгие годы её верной службы и тот факт, что она родила мне трёх здоровых сыновей. Что касается женщин-рабынь, я обычно не рассматриваю вопрос об их освобождении, пока они не вышли из детородного возраста или не нарожали уже достаточно. Моя семья имеет слишком большую необходимость в доморощенных рабах, чтобы я потакал всем их желаниям.
Сколько нужно служить, чтобы заслужить свободу? Есть доводы в пользу максимального ограничения числа лет службы. 20—30 лет рабства — это слишком уж сурово. Я вообще считаю, что освобождать нужно тридцатилетних: у получивших свободу должно быть время, чтобы найти свое место в обществе и продолжать оказывать вам услуги в качестве лояльного вольноотпущенника. Некоторые считают, что достаточно пяти-шести лет службы. Если римский солдат попадает в рабство в результате пленения во время войны и выкупается государством, он отрабатывает стоимость выкупа пятью годами службы в качестве государственного раба.
Не стоит удивляться, что наши вольноотпущенники благодарны нам. Мы купили их как ничтожных рабов, захваченных у варварских племен, или, если они воспитаны дома, мы вырастили их за свой счёт. Затем, после оказанных нам услуг, мы позволили им найти свой путь в величайшем обществе мира. Как полноправные граждане, они и их потомки будут среди наиболее успешных и цивилизованных граждан на земле.
Глава 10. Проблемы с вольноотпущенниками
Освобождение рабов — всегда милость со стороны хозяина. Хозяин, оглядываясь назад, на многие годы честной службы конкретного раба, впадает в сентиментальное настроение и хочет почувствовать тёплый свет, исходящий от акта манумиссии. Мы думаем, что наши вольноотпущенники пойдут по жизни, храня в своей душе благодарность к нам, что они захотят возместить нам нашу щедрость и доброту, что нет такого, чего бы они не сделали, чтобы помочь нам хоть в малом. Мы ожидаем, что раб, получив свободу, будет счастлив оказать должное уважение бывшему хозяину, занимающему более высокое социальное положение. Увы, мы ошибаемся. Ибо вольноотпущенники чаще всего не проявляют к бывшему хозяину того почтения, какое должны бы. Вместо этого они проникаются идеями быстрого достижения успеха, резкого улучшения своего благосостояния, каким бы хорошим оно ни было.
Вот же какие!
Приведу пример: вот мой вольноотпущенник Сервий. Я воздал ему, образованному человеку, должное, даровав ему свободу, и он, как это принято, взял моё имя: Марк Сидоний Сервий. Но едва он освободился от своих оков, как стал вести себя по отношению ко мне так, будто мы равны. Он обращался ко мне с фамильярностью и редко давал себе труд явиться, чтобы засвидетельствовать почтение утром. Однажды он даже прервал меня, когда я объяснял ему, как, по моим представлениям, он должен развивать своё дело, которому я обеспечил финансовую поддержку. Я вспылил, дал ему несколько лёгких пощечин и недвусмысленно сообщил, что я думаю о его поведении. Что было дальше — вы не поверите! Он потащил меня в суд. За пощечину! Он утверждал, что я обесчестил его, как свободного гражданина, таким обращением. Естественно, судья, которого я знаю на протяжении многих лет как человека, обладающего здравым смыслом, подошёл к вопросу иначе. Он прекратил дело, заявив, что это абсурд, когда тот, кто совсем недавно являлся всего лишь частью имущества своего господина, заявляет о «бесчестии», нанесённом ему бывшим хозяином. Как бывший раб, он никогда не имел никакой чести в глазах хозяина, поэтому «обесчестить» его невозможно.
Глава 11. Христиане и их рабы
Христиане всегда кажутся имеющими «пунктик» в отношении секса, то же и в связи с рабами. Некоторые из них, похоже, считают, что это неправильно, когда хозяин делит постель с рабом. Они заявляют, что, если глава домохозяйства имеет интимные связи с рабынями, его жена недалеко ушла от статуса рабыни. Они говорят, что, когда глава домохозяйства ведёт себя аморально, он подрывает мораль рабов. Они справедливо утверждают, что хозяин в доме — голова: его стиль жизни устанавливает стандарты поведения для всех. Но они продолжают настаивать, что половая связь хозяина с рабынями порочна, ибо у последних нет выбора и они становятся рабами чужой похоти. Это обычная христианская болтовня. И вы будете наивны, если поверите, что на самом деле богатые христианские владельцы не ведут себя так же (как римляне). Почему бы и нет? В конце концов, бывало ли когда-нибудь такое, чтобы рабыни не пользовались вниманием хозяина?
«Обычная христианская болтовня»!
«Книга будет особенно интересна тем, кто работает с людьми, руководит коллективами и стремится в этом деле преуспеть.»
«Фалкс указывает пальцем на нас. Ведь некоторые из его представлений и сегодня помогают нам управлять нашими подчиненными. Уверены ли мы, что сегодняшние „оплачиваемые рабы“ так уж сильно отличаются от настоящих? Так ли далеко мы ушли от римлян?»
Факт существования такой книги возмутителен. Найдут книгу крайне полезной разве что латентные рабовладельцы или латентные рабы.
Не представляю как можно работать на человека руководствующегося подобными книгами в процессе правления своим персоналом.
На Амазоне у автора книги в скобках занятная пометка: (Fictitious character) Marcus Sidonius Falx. Если я правильно понел, Джерри Тонер единственный автор и что в книге является его мыслями, а что отсылает к римским правилам и рекомендациям — не ясно.
Про «клапан, через который они могут выпустить пар» — точняк отсылает к римским правилам и рекомендациям. :—)