О склонении названий некоторых населённых пунктов

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
— Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Не даром помнит вся Россия
Про день Бородина!

М. Ю. Лермонтов. Бородино

Названия населённых пунктов на , таких, как Рощино, Першино, Полетаево (для челябинцев) или Орехово, Марьино, Алтуфьево (для москвичей), склоняются.

В Челябинске и окрестностях таких мест не очень много, упоминаются они нечасто. В Москве подобное название в честь соответствующего места имеет каждая третья станция метро, поэтому их названия слышишь от людей постоянно.

В подавляющем большинстве случаев москвичи эти названия не склоняют: живёт в Царицыно, приехал из Строгино. На «Эхе Москвы», с другой стороны, эти названия всегда склоняют: в Царицыне, из Строгина. «Грамота.ру» же говорит, что в последнее время участилось несклонение, и на одном этом, насколько я вижу, основании признаёт оба варианта допустимыми.

Если даже верить «Грамоте», и считать, что эти варианты на сегодняшний день равноправны, то нужно, тем не менее, определиться хотя бы для самого себя, как говорить. Ведь практически всякое правило, признающее верными два варианта чего бы то ни было, тем не менее, не подразумевает возможности абсолютно беспорядочного их использования. (Я готов простить некоторым изданиям написание слова «интернет» с заглавной буквы, но когда в разных материалах одного издания написано по-разному — это совершенно точно недопустимо.)

Лента.ру про Южное Бутово
Лента.ру. Скриншот одной из страниц.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что многие из читателей не склоняют эти названия и даже испытывают некое ощущение «неправильности» склонения, и поэтому сразу же решат для себя этот вопрос в пользу несклонения. Замечу, однако, что легче всего продолжать говорить так, как привык, даже если это вдруг окажется неправильным. Но стоит привыкнуть правильно ставить ударения в словах вроде: кожу́х, апостро́ф, жалюзи́, как тут же перестаёшь обращать какое-либо внимание на то, что кто-то вокруг говорит иначе.

Для определения собственной точки зрения на этот вопрос я решил обратиться к здравому смыслу и ещё к каким-нибудь заслуживающим доверия источникам.

Здравый смысл говорит: нет ровным счётом никаких грамматических оснований не склонять эти слова. В русском языке не существует русских слов, которые бы не склонялись: метро, кофе и прочее пальто — заимствованные слова, и, что ещё важнее, про них особо сказано, что это такие удивительные слова, которые не склоняются. А слов, которые можно было бы на свой выбор склонять или не склонять, не существует вовсе, даже среди заимствованных.

Дети коверкают несклоняемые слова как угодно («по радиву передали») лишь бы просклонять, потому, что они уже успели почувствовать язык и просто не ожидают, что есть такие слова, которые на этот язык плевать хотели.

Вот что пишет Даль про пальто:

Пальто, ср. несклон. франц. весьма неудобное для нас названье верхнего платья, мужского и женского в роде широкого сертука; чапан.

А про жалюзи даже так:

Жалузи, жалюзи мн. несклон. франц. оконные решётки, у которых, иногда, поперечные дощечки ставятся, по произволу, плашмя и на ребро, для света и тени. Народ говор. жалюза, род. жалюзы; несклоняемые слова нам негодны; просветки? затинники?

Убедившись в естественности и необходимости склонения для русского языка, вернёмся к населённым пунктам. Несклонение их, как и любых других слов, делает их чужими, нерусскими. Но Люблино и Строгино — это не Сан-Марино и не Нагано.

Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал... (из письма А. С. Пушкина П. А. Плетнёву).

Некоторые говорят, что склонять не нужно, потому, что это название. Удивительная чушь. Где вы видели, чтобы название не склонялось, «в Евросеть»? Вы живёте в Россия или в России? Другие говорят, что вообще названия, конечно, склоняются, но ведь это же средний род, и вот поэтому склонять не надо. И снова чушь. Вот есть у нас тут сёла Долгодеревенское, Кругленькое, Кузнецкое. Жители Долгодеревенского живут в Долгодеревенском, а не «в Долгодеревенское». То же самое, полагаю, можно сказать и про жителей Отрадного с Крылатским. Таким образом, под несклонение удивительным образом попадают именно названия на .

На «Грамоте» пишут, что если склонять такие названия, то невозможно будет отличить средний род от мужского. Мол, если говорить «в Строгине», то кажется, что именительный падеж — «Строгин», а не Строгино. Именно в этом видят причину несклонения.

Здесь путается причина и следствие. Именно из-за того, что многие люди перестали склонять такие слова, склоняемый вариант стал восприниматься в мужском роде. Ведь Крылатское-то мы склоняем, а оно, между прочим, если бы это был район «Крылатский», склонялось бы так же. Когда говорят «в Крылатском», вам не кажется, что это «Крылатский»? Может быть, чтобы не казалось, перестанем склонять и его: «я живу в Крылатское», «я приехал из Кругленькое»? (Слух режет? А «из Люблино» — не режет?)

Такое, вообще, не только в среднем роде бывает. Когда говорят о Праге, Мадриде, Варшаве или Пекине, мы не думаем, что это Праг, Мадрида, Варшав и Пекина. Можно, конечно, «во избежание путаницы» женский род тоже перестать склонять: «в Прага», в Мадриде, «в Варшава» и в Пекине. (Не по-русски, зато именительный падеж сразу очевиден!) На это никто, к счастью, не идёт.

Так уж вышло, что в русском языке не всегда по косвенной форме слова можно определить исходную. Предполагается, что если вы говорите по-русски, то она вам и так очевидна.

Ещё один (кажется, последний) довод в пользу несклонения: иногда, говорят, есть населённый пункт и в среднем роде, и в мужском, и поэтому если склонять, неясно, о каком из них идёт речь. Но коверкать весь язык ради чуть большей определённости — идея более чем сомнительная, да и таких пар населённых пунктов не так уж много, чтобы из-за них идти на это (и, опять же, можно обнаружить аналогичные пары не только с населёнными пунктами на , и это не считается поводом не склонять их). Намного больше в стране мест, которые вообще называются абсолютно одинаково, и то никакой путаницы нет. Знаете сколько в России Мирных? В тех редких случаях, когда есть и город Пушкин и село Пушкино, и при этом речь может идти и о том, и о другом, всегда можно просто построить фразу чуть иначе и избежать двусмысленности. (Но с этой проблемой, вообще, не каждому суждено в жизни столкнуться даже единожды.)

Конечно, язык живёт и меняется, и это нормально. Когда кофе становится средним родом, это хотя бы можно оправдать тем, что слово кофе всем своим видом говорит: «я средний род», и любому русскоговорящему человеку удобнее его воспринимать таким. Но в случае с Полетаевом и его собратьями тенденция, напротив, «антирусскоязычная» и противоестественная.

Нужно просто приучить себя к склонению и полюбить его.

Телецентр находится в Останкине, аэропорт — в Домодедове, а тоннель — под Лефортовом. Если нам когда-то кажется неправильной идея склонения Ясенева или Медведкова, проблема не в Ясеневе и не в Медведкове, а в нас.

Подписаться на блог
Отправить
Запинить
Дальше
6 комментариев
Константин Голота 2006

Люди военные в профессиональном общении обязаны не склонять названия населённых пунктов, так решено именно для того, чтобы избежать путаницы, когда есть город в мужском роде и деревня в среднем роде с почти одинаковыми названиями. В разговорном русском языке тенденция не склонять эти слова наметилась в ходе ВОВ, когда сводки Совинформбюро с такими примерами все слушали каждый день. Хотя изначальное правило никто не отменял, я лично склонение поддерживаю целиком и полностью.

Илья Бирман 2006

Учиться русскому языку у военных — это, конечно, путь.

Вообще, всё это про «военных в профессиональном общении» напоминает байку. Ну почему, скажите, это коснулось именно конкретно населённых пунктов на ?

Centaur 2006

Это что… Вот у нас тут один(?) водитель маршрутки повесил табличку с маршрутом.
!!Цветной проезд
Шлюз
Вахтангово
Пр. Строителей
Демаково!!
Всё бы ничего, но третий и пятый пункты — это соответственно улица им. Вахтангова и улица им. Александра Демакова.

А ещё у нас есть улица Вяземская. И на одной стороне дома написано «Вяземская 2», а на другой — «Вяземского 2». Привет всем любителям consistency (как это будет скачать по-русски?)

Илья Бирман 2006

Скачать по-русски будет «download in Russian» ;-)

Павел Урусов 2006

В принципе, любой язык развивается по пути «от сложного к простому». Это очень хорошо видно, если сравнивать, например, староанглийский и современный английский. И если бы в XVIII веке учёные из Королевской академии наук не сочли нужным зафиксировать тогдашние письменные нормы, то сейчас не было бы английских неправильных глаголов (поскольку почти все они являются последствиями датской и французской языковой интервенций). И мы имели бы сейчас перед глазами пример живого (и, более того, повсеместно употребимого) аналитического языка.

Точно так же и русский язык, являющийся развитием очень сложного старославянского языка, постепенно теряет те особенности, которые мешают правильному обмену информацией (или хотя бы не помогают ему). Это, опять же, хорошо заметно, если сравнить русский язык и украинский. Последний близок к русскому, но ещё ближе — именно к тому самому старославянскому, и сохраняет многие присущие последнему черты. Например, в украинском языке есть звательный падеж, которого в русском официально нет (хотя в русской разговорной речи он имеет место быть). Также в украинском склоняются фамилии, заканчивающиеся на «-о» (например: не «станция Тараса Шевченко», а «станція Тараса Шевченка»; не «улица Попенко», а «вулиця Попенка»), которые раньше склонялись и в русском. Т. е. отказ от склонения топонимов типа «Бирюлево» является частью естественного процесса развития языка. Это явление того же порядка, что и кофе среднего рода. Оно обязательно станет новой языковой нормой, но, надеюсь, не раньше чем вымрут люди, знакомые со старыми правилами :)

Константин Голота 2006

По поводу «история с военными напоминает байку» могу предложить почитать любые тексты на http://militera.lib.ru, например, воспоминания Г. К. Жукова:

!!Войска 8-й армии Ленинградского фронта, сражавшиеся ранее на территории Эстонской ССР, с тяжелыми боями отошли и закрепились на линии Петергоф—южнее Усть-Рудицы—побережье Финского залива в районе Керново (курсив мой, КГ). Связь этой армии с городом с этого времени можно было поддерживать только по воде и по воздуху.!!

По поводу того, почему это коснулось именно населённых пунктов на , могу лишь предполагать, что что-то мы в этом чувствуем, раз многие вещи «слух не режут». Может быть, наличие кофе и пальто плюс несклонение фамилий на .

P. S. Пока оформлял этот комментарий очень сильно возжелал функции «предпросмотр».

Илья Бирман 2006

Может, «Керново» — это название района? Тогда всё правильно. «В районе Крылатское» тоже правильно (если Крылатское — это район; ср. «в Алексеевском районе»).

Само по себе «в районе Керново» не режет слух именно потому, что такая конструкция возможна в русском языке. Вы найдите, чтобы было «в Керново» вместо «в Кернове» — тогда да. Хотя, вероятнее всего всё-таки «в районе» означало «около Кернова» ;-)

Не важно, кто именно придумал испортить язык, нужно просто не идти у них на поводу.

Анатолий Новиков 2006

Ну, конечно: живу в Медведково, а летом ездил на Украину.

Как удобно, как не режет слух, так и нужно произносить. Невозможно ведь постоянно держать в голове все правила, чтобы не ошибиться. А удобная для всех форма, возможно, позже станет нормой, и правила изменятся. И в словаре закрепится. Я так думаю :)

Илья Бирман 2006

Да при чём тут удобная? Где она удобная-то? Ездил на Украина, тогда уж, чтоб последовательным быть в удобном мыслеизъявлении.

Для всех удобнее склонять, этому свидетельством вся история языка. Если привыкли говорить плохо, нужно просто взять да и отвыкнуть.

Константин Голота 2006

Илья, примеров, которых Вы просите на Милитере пруд пруди. Вот Вам «в районе Киев»:

!!Продолжая развивать наступление, фашистские войска 9 сентября окружили в районе Киев, Прилуки, Пирятин часть войск Юго-Западного фронта.!!

(отсюда).

По поводу «испортить язык» я не согласен: в военных целях это действительно бывает необходимо.

Илья Бирман 2006

Ну, противоречия-то нет: в военных целях бывает необходимо испортить язык. Но у сейчас, кажется, мирное время :-)

Мои книги