Девальвация техно

Бывает, прочитаешь, что кто-то играет техно, обрадуешься, включаешь, а там текхаус. Причём это ещё года три назад так было, а сейчас-то и вовсе прогрессив-хаус за техно выдают. Я с удовольствием слушаю и тек, и прогрессив, но зачем же меня обманывать? Нет ничего стыдного в том, чтобы писать или играть тек. Просто не называйте его словом «техно»!

Техно:

Не техно:

Слишком сильно подчёркивается разница между сильной и слабой долями, звучит «медленнее», чем техно.

Техно:

Не техно:

Слишком «сухо».

Я выделяю несколько условных признаков техно. Не обязательно, чтобы они присутствовали все.

Важнейший признак — наличие механизма. Звучит так, как звучит, не потому, что кто-то именно так расставил звуки, а потому что иначе и не могло. Вращаются какие-то штуки и вот так само собой получается.

При этом техно можно быть очень-очень мягким. Диптехно:

Главное — механизм. Поэтому в техно спокойно живут полиритмические конструкции (см. The Four Patterns, 2016):

Тек так не может — у него доли собираются в такты, такты — в квадраты:

Нота играет вроде бы независимо от тактовой сетки, но в конце квадрата всё равно сворачивается так, чтобы новый квадрат начался с того же места.

Техно может наплевать на сетку:

Почему хеты вступили именно в 0:11? Нипочему. Это техно, детка.

Конечно, восприятие зависит от подачи. Я играл «Метеоры» в техносете, и ничего. Некоторые тековые треки можно сыграть как техно и наоборот, у этих направлений много общего.

Техно обычно не противопоставляет по весу сильную и слабую доли — это убивает механическую природу, звучит искусственно. Барабан или хлопок на слабой доле — это атрибут хауса:

Техно стремится заполнить пространство. Если вообще все звуки отрывисто-острые, это не похоже на техно, хотя и есть явный механизм:

Это не значит, что это плохо. Это великий трек. Лучшее, что я слышал в жанре текхауса. Просто это не техно. От силы это минимал.

Здесь сильная и слабая доли отличаются, но это похоже на техно:

Для технового ощущения хватает механистичности, заполнения пространства и характера самих звуков. При этом противопоставление долей формальное, невыраженное.

Техно (снова полиритмия):

Не техно:

Слишком длинная и слишком смыслообразующая мелодия на первом плане, какой уж тут механизм? Плюс сухой электрический звук. Это тек.

Техно:

Не техно:

Звуки слишком разные, не соединяются в механизм.

Главное в техно — ощущение полностью безразличного к слушателю движения вперёд. Последнему треку от меня чё-то надо, поэтому нет.

Это я к чему всё. В эту пятницу, 21 апреля играю техно в Студии Лебедева. Будет тру. Чтобы послушать мой сет, надо работать в Студии Лебедева.

Дальше
Мои книги