Подписаться на блог
В Твиттере

Реплики и ссылки на заметки

В Фейсбуке

Ссылки на заметки

Вконтакте

Ссылки на заметки

В Телеграме

Ссылки на заметки

В Тумблере

Заметки целиком

В Же-же

Заметки целиком

По РСС

Заметки целиком

Если что-то из этого не работает, напишите мне: ilyabirman@ilyabirman.ru.

Таблицы в интерфейсах. Итоги. Часть 1

Мне было лень отвечать на все комментарии к заметке про таблицы в интерфейсах. Когда видишь, что комментаторы не читают друг друга, уже отвечаешь без удовольствия, но когда обнаруживаешь, что люди и заметку-то толком не прочитали — совсем грустно становится.

Больше всего меня развлекли те, кто рассказывал мне о том, какой логикой руководствовались программисты, направляя стрелку туда или сюда. А то я сам не знаю. Но почему мне должно быть до этого дело?

После того, как я опубликовал заметку, товарищ написал мне: «логика в направлении стрелочки достаточно очевидна, на мой взгляд». Я попросил его не подсматривая ответить мне, что значит стрелка вниз в сортировке по дате. Через 26 секунд он ответил, и ошибся. Я специально не пишу, что именно он ответил — проверьте себя.

Надо сказать, что комментарии, как положительные, так и отрицательные, убедили меня в том, что я всё сделал по большому счёту правильно. Явная ошибка только одна — изменение заголовка. Нужно просто придумать, где лучше всего разместить эту надпись.

Гипотеза, что надпись хуже воспринимается, чем треугольник, так как надпись надо читать, довольно любопытна. Надпись «Новые сверху», действительно, нужно прочитать, чтобы понять: «новые сверху». А взгляд на треугольник совершенно мгновенно позволяет понять вот что: «это треугольник». Мне представляется — возможно, комментаторы меня поправят — что информация о том, что новые сверху, более актуальна и имеет больше ценности, чем информация о том, что на экране пользователя изображён треугольник.

Замечу, что чтобы получить информацию, вообще, нужно больше времени, чем чтобы её не получать. Я не усматриваю в этом факте недостатка информации как явления, и не готов делать из него вывод о том, что информацию нужно прятать и затуманивать.

Кстати. Одним из самых идиотских шагов в истории телевизорной индустрии был отказ от надписей «Picture in picture», «Teletext», «Menu» и т. д. на пультах и переход к бессмысленным, никому не понятным иконкам. Что с того, что я очень быстро увидел квадратик, половинка которого закрашена в чёрный цвет с палкой и двумя смотрящими на неё треугольниками?

Какие-то иконки на пульте
Какие-то иконки на пульте

Этот подход позволил компаниям сэкономить на производстве локализованных версий пультов для каждой страны. Вместо того, чтобы сделать пульты понятными всем, они сделали их непонятными даже тем, кто в состоянии читать латиницу и знает пару слов по-английски.

Да, ещё. Если кому-то вдруг это интересно, мне понравились идеи про указывание прямо в таблице над и под данными или рядом с ней слов «новые», «старые» (Шурик Бабаев, Centaur) и про градиентный фон (LXj; правда, непонятно, что он значит, но всё равно понравилось).

В следующих частях поговорим про отбирание у пользователя функциональности, которой он мог бы хотеть воспользоваться, и про отключабельность анимации.

Подписаться на блог
Поделиться
Отправить
Запинить
13 комментариев
Александр Симонов

Первая мысль при виде левой пиктограммы «чёрно-белый режим». Секунд через 1520 дошло, что это, скорее всего, регулировка контрастности.
А пиктограммы возле второй и третьей кнопок — вообще тихий ужас, и за несколько минут обдумывания так и не удалось понять, что же это такое.

Павел Власов

!!Гипотеза, что надпись хуже воспринимается, чем треугольник, так как надпись надо читать, довольно любопытна. Надпись «Новые сверху», действительно, нужно прочитать, чтобы понять: «новые сверху». А взгляд на треугольник совершенно мгновенно позволяет понять вот что: «это треугольник».!!

Ну вот такой он фиговый символ, этот треугольник. Заменить на более однозначный и делов-то!

!!Замечу, что чтобы получить информацию, вообще, нужно больше времени, чем чтобы её не получать. Я не усматриваю в этом факте недостатка информации как явления, и не готов делать из него вывод о том, что информацию нужно прятать и затуманивать.!!

Всё-таки в иконках великая сила. А некоторую информацию по-моему лучше и не прятать, и не показывать во полной красе, а кратко кодировать.

Павел Власов

Попробую тоже угадать :) Если что — удаляйте.

1я иконка — наверное яркость… (какая-то очень стандартная иконка)
2я — тихий ужас™
3я — сжатие вертикальной составляющей экрана
4я — расширение экрана
5я — возможно меню…

Илья Бирман

А мне кажется, что третья — это «засовывание видеокассеты».

Но кнопок-то всего три при этом :-)

solovieff

Всё правильно написал.

G-ray

А почему бы не уйти от одинаковых иконок во всех столбцах, сделать их осмысленными для каждой колонки. Например: картинка 88кб. Здесь я, в меру своих скромных художественных возможностей, попытался изобразить часики. Стрелка указывает направление сортировки: по часовой — от старых к новым, против часовой, соответственно, от новых к старым. И привязка градиента здесь же.

Другие сортировки можно «обыконить» соответственно: по имени, нарисовать те же «А-Я» разных цветов, сответствующих градиенту; по размеру, можно изобразить «дискетка—CD» (от меньших к большим), и т. п.

Вообще, по существу, даже очень хорошо продуманые иконки у пользователя могут вызвать неоднозначное толкование. Для этого и существуют тултипы, прочитав которые один раз, человек навсегда запомнит значение иконки.

P.S.: К вопросу об иконках: кто сходу догадается, что ilyabirman.ru→ТМ обозначает?
Торговую макру или всё таки «The Meanwhile»? :)

MjStalker

Товарищь G-ray, настоятельно рекомендую выкурить все ководство, авось поймете о чем в этой заметке была речь. Хотя-бы это:
§ 106. Кодирование. Часть первая
§ 107. Кодирование. Часть вторая

Илья, мысль о фиксировании при пересортировки — правильная.
Насчет градиента твоего мнения не узрел, но сам считаю что это полная жопа. Пробовал смотреть на залитый градиентом столбец и невольно стал просматривать его полностью, чтобы узнать о направлении градиента (како обдумывании чо этот градиент значит).
Была мысль о выделении каждой строки контрастным цветом (белый\серый), это круто, при маленьком списке. Но это тоже уродская галиматья, ибо, при скролинге, афигенно отвлекает.
В повседневной жизни нет сортирующего знака, который указывал бы на укладывание вещей в какой либо порядок. Любой знак будет только занимать время на обдумывание (хуле он обозначает?). Так что на это нужно забить.

Что нельзя делать или резюме:
Контрастные строки — жопа.
Градиент столбца — жопа.
Символы — нахуй.

Спасибо.

Игорь

Я далек от дизайна интерфейсов, но задал себе вопрос относительно этих штук. Вот точно могу сказать, что привык к треугольничкам и никакого диссонанса у меня нет (соглашусь, это пришло с опытом). Вот только могу сказать, что писать «новые сверху» совершенно неправильно. У меня даже где-то валялись результаты исследований восприятий итд. там графческие пиктороаммы и текст. Текст определнно сложнее. Меня бы бесило.

Что касается телевизионного пульта, то тут есть одна штука, про которую не нужно забывать. Зачастую непонятна сама функция, которую несет та или иная кнопка. Например, окно в окне. 99% польщователей не знаю как это будет выглядить (и не важно нарисована ли хрень рядом с кнопкой или написано большими русскими буквами «окно в окне»). То же самое, например с контрастом и яркостью. Многие мои друзья до сих пор не знают чем они отличаются, всмысле что одно — «светлось» а другое «четкость» многие понимают, а вот обозначения не всегда доганяют. Хотя впринципе моя т.з. и я япрежде всего смотрю на среднестатистического потребителя.

Кай

Забавно наблюдаемое в комментариях к обеим записям:

  1. Гик, немножечко шизофреник. Живет в своем мире, где он и другие гики понимают друг друга на языке: Вид → Toolbars → Navigation Toolbar. Со своими пиктограммами, иконками, буквами и цифрами. Для них есть «Винда» и «Линукс».
  2. Нормальный человек, которому все эти треугольнички до фени. Для них есть «Маки», будет «Линукс» (посмотрите на «Гном», он уже исправляется). Но они всё ещё пользуются «Виндами», т. к. Гики решили, как будет лучше.

Может быть я и ошибаюсь.

А насчёт функциональности: она по определению избыточна. Просто нормальный интерфейс зашивает её в специальный ящик и показывает только то, с чем взаимодействует с человеком.

Слава

А я вообще никогда не понимал (и не понимаю до сих пор), что эти треугольнички означают, поэтому я смотрю не на них и не на заголовок таблицы, а на файлы.

Слава

Про иконки на пульте. У меня старый телевизор и на пульте, слава богу, все кнопки подписаны. Попробую угадать, что там у Ильи:

1 — определенно регулировка контраста, так как для этого везде используется подобная иконка. Но логичнее было бы на кнопку рядом с такой иконкой повесить переключение в черно-белый режим. :-)
2 — это о боже, а не иконка. Пока не нажмешь на кнопку, не угадаешь, что она означает.
3 — сжатие экрана по вертикали.
4 — растяжение экрана по горизонтали.
5 — телетекст.

Алексей Труфанов

А почему не использовать в заголовках таблиц такие варианты (только стрелочка, конечно, односимвольная, а не минус-больше):
Название (А->Я)
Название (Я->A)
Размер (1->99)
Размер (1->99)
Дата создания (I->XII)
Дата создания (XII->I)

Олег Французов

Подозреваю, что значки на пультах появились для того, чтобы пульты не надо было локализовывать. Один пульт со значками, 12 инструкций к телевизору на разных языках — и дело в шляпе. «Для включения режима телетекста нажмите кнопку со значком []».

Можно было бы оставить и надписи на пульте, на одном языке: «Для включения режима телетекста нажмите кнопку TELETEXT». Но тогда пришлось бы договориться о том, на каком языке делать надписи. На английском? А почему не на японском?

Илья Бирман
Александр Симонов

!!На английском? А почему не на японском?!!
На эсперанто, и не волнует.

А вообще — это и так понятно, что такие угрёбищные значки могли появиться только в результате лени локализаторов. Вопрос стоит в другом — почему они настолько неинтуитивны.

Пользовательский интерфейс
Доступен первый раздел
электронного учебника

Популярное