Технозависимость и механический таймер

В квартире, в которой я жил зимой в Тель-Авиве, был такой таймер водогрейки:

Я не сразу понял, как он работает. Попробуйте додуматься.

Переключалочка, где выбрано «Таймер», означает, что это водогрейка работает по таймеру. Можно выключить или включить вручную, но нас интересует именно режим таймера.

Часовая стрелка нарисована на внутреннем кружке, минутная — физически торчит над ним. Они указывают текущее время. Стрелки медленно крутятся, и там даже слышно некое тикание, то есть часы всегда показывают реальное время. А ещё за минутную стрелку можно крутить руками, чтобы настроить часы (кружок с часовой при этом будет сам крутиться в двенадцать раз медленнее). Треугольничек, который показывает примерно на 23-24 тоже указывает текущее время, хотя и чуток не попадает. Сам треугольничек неподвижен, но вокруг него крутится внешнее кольцо с отметками от 1 до 24 часов. Поэтому он всегда смотрит на нужное место в этом кольце.

Красные фигулины соответствуют пятнадцатиминуткам. Если фигулина включена (то есть сдвинута внутрь), то в её пятнадцатиминутку водогрейка греет воду. На фото таймер настроен греть воду с 4 до 5, с 7 до 8, с 14 до 15 и с 18 до 19. При этом включение и выключение водогрейки в нужное время происходит как-то механически. Всё же крутится, и вот, когда треугольничек оказывается на территории включенных красных фигулин, водогрейка включается. Об этом свидетельствует зажигающийся красный светодиод в ЛНУ.

Один из признаков человечного интерфейса — отсутствие технозависимости (читайте совет). А тут явная технозависимость. То есть вся эта штука устроена так, как устроена, только для того, чтобы использовать часовой механизм и всё дальше работало само собой.

Когда я это понял, мне в голову пришли две не очень-то связанные мысли.

Во-первых, эта штука показывает, что технозависимость — не то, чтобы совсем окончательное зло. Это скорее этап, через который проходит интерфейс. Скажем, переключение передач в автомобиле не нужно ни для чего с точки зрения смысла существования автомобиля, но долгое время никто не знал другого способа обойти то ограничение, что у ДВС максимальный крутящий момент достигается только на определённых оборотах. Со временем придумали костыль в виде автоматической коробки передач, но только с появлением электродвигателей в машинах удалось избавиться от передач в принципе (там крутящий момент на любых оборотах нормальный). Если бы люди не разрешили себе технозависимое решение, автомобили бы появились на сто лет позже.

Во-вторых, я стал думать, как бы выглядел нетехнозависимый интерфейс для настройки этого таймера. Вот, допустим, у нас тач-скрин вместо этой шайбы, и что тогда? Оказалось, что задача не такая уж простая. Все штуки, которые приходят в голову, требуют кучи элементов управления, навигации между экранами. При этом ни на одном из этих экранов не будет настолько же наглядной картины расписания, как есть на фото выше (когда ты уже понял, как работает эта штука). Если же всё-таки попытаться разместить всё на одном экране, то все элементы будут слишком мелкими, и всё равно вряд ли удастся добиться такой же пятнадцатиминутной гибкости. Так что, возможно, этот интерфейс не такой уж плохой — примерно как классическая ручка громкости, которая в сто раз удобнее кнопок − и + и сенсорных панелей.

Конечно, вся эта хрень вообще не нужна: из крана просто всегда должна идти вода выбранной температуры без дополнительного программирования водогрейки — именно так работали все краны, встречавшиеся в моей жизни до зимовки в Тель-Авиве.

Дальше
4 комментария
Alexey Evdokimov 2018

Со временем придумали костыль в виде автоматической коробки передач, но только с появлением электродвигателей в машинах удалось избавиться от передач в принципе (там крутящий момент на любых оборотах нормальный). Если бы люди не разрешили себе технозависимое решение, автомобили бы появились на сто лет позже.

BTW, первый электромобиль появился в 1841 году. Задолго до изобретения ДВС. Первые относительно современные авто с ДВС производятся только с 1906 года, а до этого электромобилей и паровых было больше. Так что, аналогия очень сильно мимо кассы.

Kirill Oleynichenko 2018

красный сведодиод в ЛВУ

Опечатка, должно быть ЛНУ

Anatoly Kurganov 2018

Конечно, вся эта хрень вообще не нужна: из крана просто всегда должна идти вода выбранной температуры без дополнительного программирования водогрейки

Программирование таймера это не об интерфейсе, а об экономии ресурсов. Хорошо, конечно, если вся техника будет постоянно работать и ждать приказа человека, но в нашей реальности это пока невозможно, особенно с учетом, что много машин работает от конечного топлива. Грамотная настройка таймера на розетке для водогрейки в штатах, например, создает минимум неудобств, но экономит около десятки баксов в месяц, есть о чем подумать. При этом достаточно взять просто дешевенькую «умную» розетку, подойдет к любому доисторическому решению в старом доме, еще и кроме таймера добавит управление по сети с мобилы.

Artem Korsunov 2018

Я сразу понял как оно работает, но это, видимо, связано с тем, что был опыт настройки его электронного собрата — там просто вручную вводятся слоты, когда водогрей должен быть активен — каждый слот на новом экране, просмотр слотов — по-очереди, также каждый на своём экране.
Здесь, кстати, всё нагляднее, о чём вы и написали.

P. S. У вас авторизовалка через Твиттер сломалась

Мои книги