Поднять руку, чтобы спросить
В школе нас учили, что вежливо поднять руку, если хочешь спросить учителя.
Это абсолютная хрень, говорю вам как учитель.
Когда ты рассказываешь, а слушатель поднимает руку, он уже этим фактом тебя перебивает. Теперь ты начинаешь думать, в какой бы момент прерваться, чтобы послушать, что он хочет спросить. Эти раздумья сбивают с мысли. Чем дольше ты продолжаешь говорить, тем больше дискомфорта ты ощущаешь от того, что заставляешь человека ждать.
Поэтому я на курсе говорю слушателям: не надо поднимать руку, просто спрашивайте.
Знайте: ответственность за то, чтобы вовремя спросить — на слушателе. Когда вы поднимаете руку, вы перекладываете свою ответственность на учителя. Учителю и без этого есть, о чём думать. Дождитесь паузы в рассказе и задайте свой вопрос.
Да, Хозяин. Хорошо, Хозяин.
Не знаю, где вы с таким использованием столкнулись, просто не повезло. В нашей школе, да и везде (универ, любые московские курсы, где я был), руку для вопроса надо поднимать только в положенное время для вопроса, а не всегда. Т. е. ответственность все так же на слушателе, просто вопрошающих много, поэтому ведущий дает слово по своему выбору (лекция на поток например, 3-4 группы). Если надо выйти, в туалет или еще что, то это даже в старшей школе, естественно, делалось без спроса, просто встаешь и выходишь. Ну и любые реплики-шутки и т. п. по месту, тоже вполне поощрались аудиторией и преподом всегда. Когда есть атмосфера всеобщего уважения, это как само собой разумеющееся.
В жизни часто бывает: