Фортепианная классика

Месяца полтора назад я решил разобрать имеющуюся у меня классику — прописать нормальные теги, найти подходящие обложки и т. д.. Ну, в общем, навести порядок. Везде в поле Artist написать композитора, а в поле Composer — исполнителя (наконец-то до меня дошло, что так надо делать). Ясное дело, что всё переслушал заодно, и захотелось найти что-то ещё.

В итоге всё это время я слушаю почти только классику. Удалось найти целую кучу прекрасных вещей. Сегодня — немного фортепианной музыки. Конечно, если вы профессиональный музыкант или просто слушатель классики с опытом, то для вас тут, наверное открытий не будет. Но если вы как простой обыватель знаете только 40-ю симфонию Моцарта, 1-й концерт Чайковского и «Времена года» Вивальди, то вам это будет полезно.

Я давно люблю диск Леры Ауэрбах (записанный, кстати, в Челябинском Органном зале), где она играет «Картинки с выставки» (Pictures at an exhibition) Мусоргского и 2-ю фортепианную сонату Прокофьева. «Картинки» прекрасны целиком, но мои любимые — это «Балет невылупившихся птенцов» (Ballet of the Unhatched Chicks) и «Лимож» (The Market at Limoges / Limoges, le marché). Только не слушайте оркестровую версию «Картинок».

2-я фортепианная соната Прокофьева тоже хорошая целиком, но самая яркая там 4-я часть. У Шуберта мне понравилась 21-я соната, 3-я часть красивая. В 3-й сонате любопытна 4-я часть.

Во всем известной 14-й («Лунной») сонате Бетховена отец научил слушать 3-ю часть, которая намного бодрее и ярче 1-й. Он же (отец) навёл на приятную 1-ю часть его же (Бетховена) 8-й («Патетической») сонаты. Там начало немного унылое, но потом становится очень живо.

У Листа широко известна Венгерская рапсодия № 2, и она давно есть у меня. Вот оказалось, что в других рапсодиях тоже есть интересное, например, я отметил для себя 4-ю, 11-ю, 13-ю, 15-ю.

Два слова о произведениях для фортепиано с оркестром. Кроме 1-го концерта Чайковского (к которому я как-то равнодушен) в совсем уж классический репертуар входит 2-й концерт Рахманинова. Он очень красивый, но Артём Поликарпов научил, что интереснее — его же 3-й концерт. Это, наверное, главное моё открытие фортепианное за это время. Концерт великолепен от начала и до конца, там негде оторваться.

Страшно, правда? Далеко не всем удаётся его хорошо сыграть, он сложный. Я уже послушал 4 или 5 разных исполнений, и пока больше всего мне нравится вариант Берман / Аббадо. На Ютюбе хорош вот этот вариант (Бронфман / Гергиев), но тут качество звука не очень.

Два других любимых фортепианных концерта — 1-й и 2-й Шопена, они у меня давно. Тоже слушаются оба на одном дыхании, можно подряд.

Это совсем из другого ряда, но всем советую послушать «Канто остинато» Симеона тен Холта (Canto Ostinato, Simeon ten Holt). Найдите хотя бы одно исполнение и прослушайте как-нибудь целиком (это больше часа будет, но под неё вам будет комфортно работать или заниматься чем-то ещё). Не читайте ничего о ней до того, как послушаете на раз. Особо люблю в ней §§ 25, 35, 41, 56, 88e, 92, но слушаю почти всегда целиком.

У Збигнева Прайснера надо слушать «Марионеток» (Les marionettes) из х/ф «Двойная жизнь Вероники» (La double vie de Véronique) и To See More со сборника «10 лёгких пьес для пианино» (10 Easy Pieces for Piano).

А вы что слушаете фортепианное?

Дальше
Мои книги