Бейдевинд

С ума сойти: оказывается, парусное судно может плыть против ветра!

Откуда-то я слышал некий звон на тему того, что, если ветер тебе не попутный, то ты можешь плыть по такой зигзагообразной траектории (что-то там про «ходить галсами») и таким образом всё равно приплыть куда надо. Хрен знает, чё-то тут не то, — думал я.

Я раньше не задумывался и полагал, что парус — это просто фигня, в которую дует ветер и, таким образом, толкает лодку. Казалось логичным, что если ветер попутный, то ты плывёшь, не зная забот, а если ветер полупопутный-полубоковой, то хотя бы часть вектора силы ветра направлена куда тебе надо, и поэтому ты всё ещё кое-как плывёшь. Если же ветер боковой или, тем более, хотя бы частично встречный, то ты, как я представлял, ждёшь, свернув паруса, чтобы тебя хотя бы не так сильно отбрасывало назад.

Интересно, как я вообще жил с этими представлениями в голове, и при этом меня никак не смущало, что люди под парусами ходили как-то по всему свету (ну, почти по всему свету) задолго до изобретения парохода?

Счастливое стечение обстоятельств заставило начать разбираться.

Главное открытие — это смысл и принцип работы парусов. Оказывается, парус на корабле — аналог крыла на самолёте. Там даже терминология какая-то авиационная применяется (типа «угол атаки»). Сила, заставляющая лодку двигаться — это, в первую очередь, не прямое давление ветра на парус, а «подъёмная сила крыла», возникающая из-за разности скоростей воздушных потоков по разные стороны паруса.

Это означает, например, что плыть с попутным ветром, вопреки всяким интуитивным догадкам, не оптимально. Воздух по обе стороны паруса движется хаотично. Если парусов несколько, то первый встретившийся ветру парус берёт весь удар на себя, а перед ним возникает турбулентность, которая бестолку трепет следующий парус (у всех этих явлений есть умные названия). Картинка, которая всё объясняет:

Плыть с попутным ветром не оптимально

Совсем другое дело, когда ветер плавно скользит вокруг парусов. В этом случае часть тяги создаётся непосредственно давлением ветра на парус, но большое значение приобретает подъёмная сила крыла. На этой картинке лодка плывёт почти что перпендикулярно ветру:

Лодка плывёт почти что перпендикулярно ветру

Получается, что даже если цель прямо по направлению ветра, часто оказывается быстрее плыть зигзагом, а не строго прямо. То, что часть силы, действующей на парус, толкает лодку вбок — не беда, ведь у лодки ещё есть руль.

Самая взрывающая мозг вещь — это бейдевинд, когда лодка плывёт под углом меньше 90° против ветра. Оказывается, можно даже под 30° плыть! Здесь остаётся только подъёмная сила крыла:

Лодка плывёт под углом меньше 90° против ветра

В жизни это выглядит примерно так:

Поскольку прямо против ветра лодка плыть не может, а под небольшим углом — может, то получается, что против ветра тоже можно плыть зигзагом, время от времени менять сторону. Это вот и есть «идти галсами» или «лавировать».

Ну я может что-то неправильно рассказал, вы сразу меня не мочите, я просто только прочитал про всё это, и очень захотелось поделиться. По опыту знаю, что когда я в этом хорошо разберусь, всё станет настолько очевидно, что вломак будет пост писать, да и ощущение открытия пройдёт.

Картинки из книги Fast Track to Sailing, которую посоветовал Артём Горбунов. Надо сказать, читать про всю эту хрень по-английски — жесть та ещё. Попробуйте вот: «Though backing the jib is the fastest and surest method of falling off onto the desired tack, there are other ways». Или вот: «The boom rises up in the air unless held down by a boom vang, and the wind fills the other side of the sail and causes an accidental jibe». Засада в том, что при переводе на русский легче не становится. Хотя стаксель от транца я уже уверенно отличаю.

Эх, всё-таки даже когда все стрелочки нарисованы, подозрение, что чё-то тут не то, остаётся. Прям такое чувство, будто тебе вечный двигатель впарили.

Подписаться на блог
Отправить
Запинить
Дальше
Мои книги