Летайте с удовольствием

Сегодня вам предлагается несколько «tips and tricks» на тему авиаперелётов. Я несколько раз уже думал о том, чтобы написать это, но меня останавливало то, что всё это — как мне казалось — совершенно очевидно. Но каждый раз, когда я куда-нибудь лечу, я сталкиваюсь с тем, что большинство людей склонны создавать себе кучу нервотрёпки, поступая везде совершенно не так, как нужно.

Речь пойдёт о местных перелётах, поэтому тему таможенных деклараций и паспортного контроля мы обойдём.

Вылет

Регистрироваться на рейс желательно как можно раньше, потому, что это даёт возможность выбирать место. Самое лучшее место — у окна, в ряду, перед которым расположен аварийный выход. Там есть куда деть коленки, открытый столик не мешает практически никаким телодвижениям, и если ваш сосед захочет в туалет, то вас это никак не коснётся. Когда на регистрации вам говорят, что таких мест не осталось, не сдавайтесь. Скажите «ну пожалуйста!», «а может всё-таки найдётся». Я не знаю, почему, но практика показывает, что одно место всё-таки находится.

В случае с «Домодедовом» иногда можно бесплатно зарегистрироваться прямо на Павелецком вокзале — не упускайте эту возможность, это сэкономит время и нервы.

Когда вас будут проверять на наличие всяких опасных грузов, возможно, придётся снять ремень с брюк, так что лучше всего просто летать в чём-нибудь, не требующем ремня. Обувь придётся снять обязательно. Традиционно в аэропортах дают бахилы, чтобы пройти через металлодетектор; я же традиционно их игнорирую и иду прямо в носках. Ковры в аэропортах очень чистые, а вот бахилы трогать лично мне неприятно.

Самая большая ошибка на этом этапе — пытаться доказать сотрудникам службы безопасности, что ты не должен разуваться, или что они сволочи, что заставляют тебя это делать — иногда встречаются такие персонажи. Нужно просто понимать, что они действуют по инструкции и никакого личного интереса к съёму вашего ремня не испытывают. Чем вежливее и доброжелательнее себя ведёшь, тем быстрее и приятнее проходят все эти проверки. А если вас напрягает это, то это ваша ошибка: отправляясь куда-то на самолёте, нужно одеваться и обуваться так, чтобы не создавать себе лишних неприятностей.

На крайний случай, кстати, в «Домодедове» есть отличная радиоактивная проверялка, через которую можно идти прямо в одежде и обуви. Ясно, что если вы часто летаете, то это не очень полезно для здоровья.

Если вам не полагается телескопический трап, и к самолёту вас повезут на автобусе (это всегда ясно из конструкции гейта), то не надо ломиться на выход в первых рядах. Это глупость, которую совершают буквально все. Нет ничего лучше, чем выйти из гейта последним. Кроме очевидного довода о том, что все пассажиры всё равно прилетят одновременно, есть ещё несколько. Во-первых, последний зашедший в автобус почти неизбежно оказывается около двери. С вероятностью 50% (а на практике — несколько выше) именно этой стороной автобус подъедет к трапу, и поэтому в самолёт вы пойдёте первым. Во-вторых, вместо того, чтобы стоять в автобусе, ожидая, пока у следующих за вами ста человек проверят посадочные, вы будете спокойно сидеть в зале ожидания, а когда вы зайдёте в автобус, он почти сразу же поедет. В-третьих, вы полностью избежите толканий на выходе из гейта, когда непонятно, кто за кем идёт.

В самолёте

Зайдя в самолёт, не спрашивайте у проводника, где ваше место. Места пронумерованы по порядку. Посмотрите в свой билет, пока едете в автобусе, и смело шагайте вперёд.

Сев на своё место, разуйтесь сразу же. Через какое-то время вам захочется это сделать всё равно, но в полёте это будет не очень сподручно. Конечно, тут предполагается, что за пару-тройку часов до вылета вы были в душе и надели свежие носки.

Когда вам предложат карамель «Взлётную», берите две: одну вам захочется сразу же засосать, и пока самолёт доползёт до взлётной полосы, вам уже понадобится новая.

Пристегните ремни, приведите спинку кресла в вертикальное положение, откройте иллюминатор и закройте столик самостоятельно, не заставляйте проводника напоминать вам об этом, наклоняясь через ваших соседей.

Откидывайтесь в кресле медленно, в идеале — глядя на соседа сзади. Всегда бесит, когда уроды резко наклоняются прямо тебе по коленкам. Самому таким уродом быть тоже не стоит.

Если вы летите в полудрёме и не хотите пропустить еду, просто откройте свой столик (если вы уже взлетели) — и спите спокойно. Проводник догадается, что вам нужно поставить еду, и разбудит вас. Просить кого-то о чём-то дополнительно не нужно.

Столики на многих самолётах выдвигаются слегка вперёд. Освобождающееся при этом пространство между столиком и передним креслом отлично подходит для засовывания туда крышки ланчбокса. Кроме того, что крышка в результате не мешает есть, это ещё и прибавляет устойчивости ланчбоксу: его намного труднее смахнуть со столика неудачным движением.

Прилёт

Когда самолёт сядет, не забудьте поаплодировать пилоту. Совершенно не важно, аплодируют ли ваши соседи. Кстати, аплодировать сразу же после того, как задние шасси коснулись земли — глупо. В этот момент посадка ещё не завершена, и остаётся хороший шанс въехать в гаражи. Когда самолёт перестанет явно тормозить и начнёт двигаться с постоянной небольшой скоростью, тогда и аплодируйте.

Сограждане очень любят собраться по-быстрому и начать стоять в проходе в течение всего времени, пока самолёт едет к стоянке, пока подадут трап. Это полный идиотизм. Здесь снова нужно сидеть. Когда самые спешащие начнут вставать, сидите. Когда все, включая ваших соседей, встанут и уже достанут сумки с верхних полок, сидите. Когда двигатели будут заглушены, а вы уже в иллюминатор увидите, что трап подали, сидите. Ну, или можете начать неспешно обуваться.

Вставайте только тогда, когда люди начнут реально двигаться в сторону выхода. Да и то, с этого момента имеет смысл спешить только если вы путешествуете без багажа и вам подали телескопический трап: тогда время до выхода «на свободу» действительно уже зависит от вас. Если же вам ехать до здания аэровокзала на автобусе, то, как я уже говорил, лучше всего заходить в автобус последним. Ну, а если вы с багажом, то всё это вообще не важно, потому, что его придётся ждать внутри.

В общем тут как во всём: чем меньше спешишь, тем приятнее.

Дальше
32 комментария
Алексей Пономарев 2007

Отличная статья! Хоть я и не летаю на самолетах (пока) — все равно всегда приятно почитать полезные советы.

Илья Бирман 2007

Приятных вам полётов :-)

Роман Ибрагимов 2007

Месяц назад летал в СПб из Ижевска, обратно пришлось лететь через Казань. Соответственно, авиакомпании были ИжАвиа и, если правильно помню, Татарстан. В обоих случаях сказали не заморачиваться с номерами на билетах, а садиться на любые места. Справедливости ради стоит заметить, что во втором случае женщин с детьми попросили встать у трапа первыми...

Илья Бирман 2007

Отличный способ создать неразбериху в салоне и настроить пассажиров друг против друга.

Евгений Геращенко 2007

Хорошая заметка, спасибо!

Николай Коваленко 2007

«Регистрироваться на рейс желательно как можно раньше, потому, что это даёт возможность выбирать место. Самое лучшее место — у окна, в ряду, перед которым расположен аварийный выход.»
Насколько я знаю, места пишут в билетах? Или это правило распространяется только на «межколхозные» перелёты?

Илья Бирман 2007

Места в билетах? Нет, когда вы покупаете билет, авиакомпания даже не знает, что за самолёт полетит, поэтому распределять места ещё рано. Места пишут в посадочных талонах, а их дают как раз на регистрации.

Лёха Скрипник 2007

А зачем хлопать при посадке?

Илья Бирман 2007

Такая вот добрая традиция, которая, к сожалению, умирает.

Александр Галкин 2007

Если сильно раздражает «закладывание» ушей, то лучше взять с собой в самолёт жвачку. Некоторые авиакомпании перед взлётом раздают вместо карамелек бумажные пакетики, перед посадкой никогда ничего не раздают вообще, да и вообще жвачка помогает лучше.

Было бы чертовски интересно узнать, зачем на время взлёта и посадки выключают свет и просят открыть шторки иллюминаторов. Стюардессы иногда добавляют, что это делается в соответствии с международными правилами перелётов, но каков практический смысл?

Илья Бирман 2007

Жвачка не так хорошо работает почему-то.

Про шторки и свет — не знаю. Моя теория в том, что просто отключаются все некритичные потребители, чтобы у самолёта был максимально возможный запас мощности для маневра.

Николай Коваленко 2007

Э-эх. Давно летал значит. Помню, что когда в кассе покупали билет, просили место у окна.

Вова 2007

Про аплодисменты. Тут не все так однозначно. Начать с того, что пилоты ничего не слышат, ведь они сидят в наушниках и за закрытой дверью :)
И отношение к аплодисментам у пилотов разное, т. к. хорошей посадкой они считают не совсем то, что пассажиры.
Вообще, лучше почитать книгу Ершова, «Откровения ездового пса». Он всю жизнь летал на ТУ-154. Описывает как оно было в 80-е, 90-е и сейчас. Там и про аплодисменты тоже есть. Интересно.

Илья Кунин 2007

нередко самолет сажает автоматика.
автопилот — тоже пилот и тоже хочет, что бы ему похлопали?)

Андрейка 2007

@Илья Кунин: нередко, но только не в случае в внутренними рейсами. Тут придется довериться пилоту на все 100%.

@Илья Бирман: У меня к аплодисментам выработалось однозначное отношение «не хлопать» по простой причине — никто не аплодирует таксисту когда тот довозит вас до места и мы же не в цирке (театре и т. д.). Итого, пилот ВС это работа и посадить самолет — это часть работы. Лично я не вижу смысла аплодировать этому.

Илья Бирман 2007

Вы не поверите, но играть в театре Гамлета — это тоже работа такая.

Всё чаще встречающаяся в последняя время логика «я не должен быть благодарен человеку, если он просто делает свою работу» представляется мне ущербной.

Лопатин 2007

В чём же ущербность?
Я плачу деньги, и вот моя благодарность за его услугу. И в театре не стоит хлопать — я купил билет, и хочу, чтобы меня развлекли.
Выше про таксиста верно подмечено.

Илья Бирман 2007

Ущербность ровно во всём.

Если вы не говорите спасибо таксисту, то вы просто хам.

Андрейка 2007

Илья, дело не в благодарности — я очень благодарен, когда самолет прилетает без происшествий. Но не надо, пожалуйста, смешивать театр (или выступление музыкантов — мне это ближе) с пилотами самолетов. Я уже привел пример с такси, можно добавить автобус или поезд.

Илья Бирман 2007

Я ничего не смешиваю. Просто была хорошая традиция аплодировать пилоту при посадке, и мне жалко, что она умирает.

Если бы вы сказали просто, что вам эта традиция не нравится, я бы не стал возражать — имеете право. Я возражаю против логики, где в качестве посылки используется фраза «он просто делает свою работу».

Kosyan 2007

Насчет аплодисментов согласен с Ильей, я хлопаю всегда, даже когда летаю буржуйскими линиями (буржуи не хлопают вообще).
Еще хочу заметить про ланчбокс, удобнее всего повернуть его на 90 градусов, чтоб он открывался как книга. В таком случае он идеально подходит по размеру столика, появляется свободное место (крышка) для мусора и т. п.
Относительно посадочных мест. Очень часто посадочные дают без мест, особенно это распространено в lowcost компаниях, уж не знаю с чем связано.
Я считаю, что самое удобное место у прохода в среднем ряду (верно для больших самолетов), т. к. можно спокойно спать, и свободно вставать никому не мешая.
Еще дам одну рекомендацию, при полетах на дальние расстояния категорически не рекомендую употреблять алкоголь, иначе к концу полета ноги опухают так, что невозможно одеть обувь.
В дальние рейсы я беру снотворное, тогда 12-ти часовой полет проходит как по маслу =)
При полетах за границу можно закупиться в DutyFree довольно дешевым алкоголем и хорошими сигаретами. Все это вам упакуют в спецпакет. Настоятельно не рекомендую вскрывать этот пакет, в противном случае все жидкости у вас отберут перед гейтом. Этот пакет вы можете вскрыть в самолете, никто не запрещает.
Если вы летите буржуйскими авиалиниями, даже не думайте о том, чтоб покурить в туалете. На рейсе Сингапур-Москва, на дозаправке в Дубаи, один из пассажиров покурил, сработал датчик, гражданина РФ высадили в Дубаи, двери закрылись и мы полетели дальше. Штраф 2000 сингапурских долларов, это около 1700 американских. Борт самолета является территорией государства, к порту которого он приписан, соответственно там действует их законодательство.
С некоторых пор я стараюсь не летать российскими авиалиниями, разница в стоимости билета 10-15%, но качество обслуживания и т. п. на порядок выше.

Илья Бирман 2007

Несмотря на то, что проблема алкоголя и курения мне не близка, отметил ваш комментарий как важный ;-)

Ирина 2007

спасибо за советы, есть что почерпнуть. собираюсь скоро лететь Москва-Мюнхен. последний и первый раз летала в грудном возрасте, так что не знаю совершенно ничего о полётах в небе. и вопрос о местах в билете оказался очень актуален — он возник у меня, когда я приехала домой, купив билет. мне кажется, так все это суетно: трапы, места, всякие нюансы -)

Илья Бирман 2007

В Мюнхен-то поди с телескопического трапа будут сажать, так что чуть приятнее ;-)

Суетность зависит от вас. Если вы будете вести себя спокойно и не ориентироваться в этом смысле на окружающих, то всё будет очень просто. Например, когда вы дойдёте до своего места и захотите положить сумку на верхнюю полку, не нужно переживать, что человек, идущий за вами, будет вынужден подождать: это нормально. Некоторые люди быстро запрыгивают на сиденье с сумкой в руках, чтобы не задерживать очередь, а потом долго мучаются (и мучают своих соседей), чтобы сумку таки убрать.

Ирина 2007

и кстати, где можно курить в самолете?

Илья Бирман 2007

На абсолютном большинстве рейсов курение полностью запрещено. Не удивлюсь, если это часть каких-нибудь международных правил.

А уж девушке курить вообще не нужно, ни в самолёте, ни на пароходе ;-)

Ирина 2007

ну хорошо, я тогда не буду больше) спасибо за ответ. а еще бабушка сказала мне (она часто летает этим рейсом), что нельзя брать воду в самолет.никакую. она склонна, конечно, приукрашивать...и ничего не объяснила толком. или ее можно брать, но как-то по-особенному?)

Илья Бирман 2007

Вот уж не знаю :-) Про воду похоже на байку.

Впрочем, воду в самолёт брать нет никакого смысла, так как её вам проводник притащит столько, сколько нужно.

Ирина 2007

более чем понятно) спасибо

Kosyan 2007

Ирина, ваша бабушка совершенно права, по новым правилам никакие жидкости без специальной упаковки в самолет брать нельзя. Специальную упаковку делают в DutyFree, собстно купленные там жидкости запечатывают в пакет. А все остальное отбирают на гейте, где вы проходите последний досмотр. http://www.rian.ru/society/20070504/64893264.html В буржуйских авиакомпаниях такое правило действует с зимы.

Виталий Болоболов aka MazeFAQa 2007

@Kosyan: В Алма-атинском аэропорту, например, в ДьютиФри ничего не упаковывают. В смысле не упаковывают так, чтобы нельзя было излечь, но дают бумажечку в которой пишут, что это было куплено у них. Насколько я помню, правда. А дьюти фри у них обычно закрыт, почему-то. Летать иностранными авиалиниями мне тоже больше нравится, хотя опыт у меня пока что в основном узбекско-казахский. Так вот на узбекских даже конфеток при взлете не дают, кормят не очень хорошо и газеты у них на борту только узбекские, которые никому не нужны. А вот «Эйр Астана» (казастанская) в этом плане намного приятнее. При разнице в цене на те самые 10%-15%

@Илья: Спасибо за статью, очень интересно.

Илья Бирман 2007

Кстати, сажают самолёты наши пилоты мягче, чем импортные :-)

(В смысле, чем пилоты импортные)

bdb 2007

«Самое лучшее место — у окна, в ряду, перед которым расположен аварийный выход»
Это, увы, не совсем так. Я тоже всегда прошу этот ряд, когда летаю экономом, но в последнее время в некоторых самолетах пришлось столкнуться с тем, что у кресел этого ряда не откидывается спинка (видимо, из соображений все той же не всегда очевидной безопасности). Жуткое неудобство, которое не компенсируется возможностью посвободнее вытянуть ноги.

Лопатин 2007

Илья, вы каждое утро звоните дворнику и благодарите его за работу?
А энергетикам звоните с благодарностью за свет?
Пишете благодарственное письмо в телефонную компанию за связь?
Эти люди так же делают свою работу, как и пилот.

Илья Бирман 2007

Вы считаете, что обязательно нужно быть либо хамом, либо идиотом, и, поскольку вам ближе позиция хама, а мне она не близка, то вы сразу делаете вывод, что я идиот.

Сюрприз: и то, и другое — плохо.

Я благодарю человека тогда, когда это уместно.

Kosyan 2007

2 Лопатин, я говорю «спасибо» дворнику, когда встречаю его во дворе, благодарю кассира в супермаркете, таксиста, официанта, техподдержку телефонной компании, подчиненных, когда выдаю зарплату. Мне не сложно сказать «Спасибо», а человеку приятно.
И Вам спасибо, за коментарий =)

Сергей 2007

Для курящих. Когда «Аэрофлот» несколько лет назад, стараясь попасть в ногу со временем, полностью запретил курение даже на длинных рейсах, в объявлении говорили, в аптечке есть никотинсодержащие препараты, и их можно попросить у стюардессы. Теперь уже не говорят, но препараты, вполне возможно, остались. Вызовите стюардессу, скажите, что вам очень плохо (кружится голова, пухнут уши и т. п.), вдруг и правда поможет. Наверное, можно и самим запастись. Я-то сам не курю, но к другим отношусь с пониманием.

Про благодарность. Во многих странах, в каждом магазине каждый продавец всегда говорит покупателю спасибо (обычно когда деньги берет). Представьте, продавец супермаркета делает это каждый день. И ничего, язык не отваливается. Когда во Владивостоке в «Вессотеле» всех операторов обязали говорить спасибо клиентам, некоторых особ это задевало. Я считаю, что надо себя заставлять быть чуть-чуть более вежливым. Гигантская экономия нервов в масштабах страны.

Василий 2007

Удивительно, на протяжении стольких веков народ заблуждался, аплодируя в театре, но наконец-то нашелся человек, который открыл нам глаза!

По поводу перелетов: а вот кормят все-таки наши авиакомпании лучше, или мне просто не везло с иностранной кормежкой :-)

Илья Бирман 2007

По-всякому бывает. Наши раньше сажали лучше, а иностранцы — кормили.

Олег Андреев 2007

Однажды летел из Питера в Ниццу (3,5 часа). Обувь забыл снять. Во время полета успел даже выучить итальянский, а ноги так и не затекли. Это нормально или так обычно не бывает?

Илья Бирман 2007

Да они не должны затекать, просто приятнее же без обуви. Ну этот как в шапке лететь, например. Голова не опухнет в ней, но просто она напрягает своей ненужностью :-)

Роман Ибрагимов 2007

Если уж быть последовательным, то до конца. Почему те, кто аплодируют пилотам, не аплодируют водителям общественного транспорта и машинистам? Мне действительно интересно.

Илья Бирман 2007

Там нет критического момента некоего, когда это уместно. В какой момент им апплодировать-то? Поэтому и традиции такой нет.

Роман Ибрагимов 2007

Ну, критических моментов у водителей троллейбусов/автобусов бывает гораздо поболе, нежели у пилотов... Плюс статистика (да-да, я знаю) утверждает, что авиация — самый безопасный вид транспорта.

Илья Бирман 2007

В театр ещё безопаснее ходить, если не на «Норд-Ост».

Роман Ибрагимов 2007

Не следует сравнивать тёплое с мягким, разве это не очевидно?

Shade 2007

ланчбокс лучше разворачивать боком, с полной частью под основной своей рабочей рукой. пакетик с салфетками перекладываем сразу в пустую часть, там распаковываем и начинаем трапезу.

откидывать столик, когда спишь, но хочешь покушать, вовсе не обязательно — разбудят всё равно. не раз проверено.

ещё не лишнее попросить сразу одеяло, если собираешься спать. в самолёте довольно прохладно — около двадцати градусов, и есть вероятность простывания в лёгкой одежде.

уши сильнее всего закладывает когда насморк. поэтому перед полётом не лишним будет прочистить нос и закапать что-нибудь сосудосуживающие (називин итд), чтобы не было отёка в носу. когда капель нет — вполне помогут мятные леденцы или мятная жвачка.

и в самолёт садиться лучше всего ближе к последним рядам (третий-пятый ряд, если считать с конца), у окна.
во-первых, неплохой вид на машущие крылья и то, что под ними.
во-вторых, выход из самолёта в последних рядах имеет свои плюсы — нет толчеи и опять-таки в автобус заходишь ближе к дверям.
в-третьих, это место считается наиболее безопасным. хотя в самолёте такая статистика кажется сомнительной.

кстати, а теперь у всех рейсов «сибири» перестали давать горячее? летаю в основном по одному маршруту, но довольно часто — и уже года два как совсем нету горячего.

Есауленко Виталий 2007

Сейчас прозвучит слово, которое объяснит почему люди хлопают в ладоши.
Это слово — психология. А точнее, эмоциональная разгрузка. Те же кто не хлопает, тот либо эмоционально скован, (закрыт как для эмоция, так и для общения) либо подвластен стадному чувству (никто не хлопает, я лох чтоли).

Аплодисменты, по большому слову, это саморазгрузка. Поэтому мы хлопаем, в первую очередь, не кому то, а себе любимому.

Роман Ибрагимов 2007

Сказал, как отрезал. «На этот счёт есть два мнения: одно — моё, второе — неправильное!» (с)

Литвинович Александр 2010

В Питере, в Пулково 1 не рекомендую ходить по ковру в носках — на вид он очень грязный, зато здесь лежат половички с шагами для румбы и ча-ча-ча =)

Мои книги