Должен ли логотип быть константой

Гениальность стиля Житлобуда состоит в том, что он применим свободно абсолютно ко всему. Логотип можно не только независимо растягивать по ширине и высоте, его вообще можно деформировать как хочешь, и он не потеряет ни грамма узнаваемости. Возникающие там и тут споры о том, является ли такой логотип полноценным, совершенно удивительны: именно такой логотип и является полноценным!

Точка зрения, что логотип должен быть константой и может лишь подвергаться пропорциональному масштабированию, довольно странная. Нужно понимать, что компании начали обзаводиться фирменными стилями задолго до появления программы «Корел дро» и компьютеров вообще. Логотипы и знаки художники могли вообще рисовать красками.

Флаг советского союза тоже не был отрисован в векторе. Все знали, что это жёлтые Серп и молот и красном фоне в левом верхнем углу. Понятия «жёлтый» и «красный» тоже имели ясный всем смысл безо всякого пантона. Возможно, где-то и хранятся документы, описывающие конкретные пропорции всех элементов и расстояния от краёв, но об этом никто не знает. Флаг рисовали все, кто мог, и никто не задавался вопросом о том, соответствует ли он брендбуку.

Советские флаги

Формалистское разделение на «знак», «логотип», «фирменные цвета», «фирменные шрифты», «фирменные узоры» и всё такое возникло, очевидно, тогда, когда все стали слизывать брендбуки друг у друга, тупо повторяя заголовки разделов. Но какой-то компании может быть и нафиг не понадобится фирменный узор, а другая и без знака перебьётся. Стиль должен быть целостным, а не просто состоять из набора формальных атрибутов.

Выдать заказчику компакт-диск и руководство, где сказано, что ничто нельзя сдвигать ни на миллиметр, намного проще, чем придумать стиль, который не теряет узнаваемости, как над ним не издевайся, и который все смогут воспроизвести, даже если брендбук вдруг вообще потеряется.

Подписаться на блог
Отправить
Запинить
Дальше
14 комментариев
Павел Ушаков 2008

Абсолютно согласен!

Владимир Игонин 2008

Очень правильная мысль. Однако создание такого логотипа может стать весьма нетривиальной задачей.

Кай Лебен 2008

Шнайдер — гений. А Парсер — птичка.

Александр Девиченко 2008

Ничего нового. Логика стара, как мир. Еще со времен средневековья гербы были не векторным рисунком, а определенным образом упорядоченным набором форм и символов, которые как только не отрисовывались, не теряя при этом узнаваемости.

Вот цитата Михаила Медведева, председателя Гильдии геральдических художников:
!!Разница между геральдикой и графикой примерно такая же, как между поэзией и каллиграфией. Геральдическая графика может сколько угодно упражняться на одном и том же гербе, на свет могут являться вопиюще различные произведения графики, но это будет один и тот же герб. Причем не только с точки зрения кабинетного геральдиста, но и с точки зрения образованного юриста. Так вот, этот фундаментальный принцип графической свободы, как и множество других норм геральдики, на официальном уровне то вспоминают, то попирают.!!

Тоже самое относится (и всегда относилось) к эмблемам и логотипам (что бы там ни говорил в свое время Лебедев о штрафах за миллиметровое отклонение от гайдлайна). И Шнайдер далеко не единственный человек, который об этом не забыл.

BOLK 2008

Мне интересно как этот логотип пройдёт через факс. Лебедев, по словам ребят, которые у него работали, очень трепетно всегда к этому относился. А тут — такое.

Илья Бирман 2008

Дак чёрно-белая версия для этого есть.

BOLK 2008

В тех материалах, что доступны, я не нашёл.

Илья Бирман 2008

На этой странице я насчитал его 8 раз в чистом виде и ещё 5 в «грязном» :-) На визитнице и зажигалке, например, он.

BOLK 2008

Вот оно что. Понял.

Mercury 2008

Девиченко, золотые слова.

Игорь 2008

Бр, Илья, вот скажи, тебе лень было набрать в яндексе «флаг СССР»?
У меня первая же ссылка на викопедию, в которой приведены нескольких указов.. И знаешь, там есть упоминания об относительных размерах и герба и флага. Не могу сказать точно, но подозреваю, что рисовали все как хотели ровно до того момента, пока их художества оставались в личных закромах, ибо потом могли и схлопотать по выступающим частям тела. И догадываюсь, что те, кому надо было — были в курсе указов и пропорций в них указанных.
Лично мне из приведенных тобой картинок нравится две. Вторая и четвертая слева, остальные  — «кривые». Хотя четвертая и отклоняется от общепринятого размещения звезды в приведенном формате она смотриться хорошо, что не означает хорошего вида в полном формате флага.
Это к вопросу о возможности растягивания логотипа. Хороший дизайнер\художник сможет выдержать хорошие пропорции, в которых логотип будет смотрется удачно, а для плохого как раз в брендбуке подробно описаны соотношения сторон или миллиметры.
Я не специалист в геральдике, но гербы, которые я видел были с соблюдением художественных пропорций. Я не припомню случаев «вытягивания» например зверей... Да, возьмем льва и отмасштабируем его на прямоугольник 3х25 (это про вариант логотипа на растяжке — имхо уродство редкостное)

Маляр 2008

Знаете Илья, В своё время, уборная была во дворе, и это было нормально в реалях того времени. Исходя из Вашего сообщение про краски, все должны построить себе сортиры во дворе. Надеюсь Вы правильно меня поймёте.

Игорь 2008

Согласен с Моляром.

Даже из твоего примера с гербом СССР. Если приглядеться то каждый вариант можно описать разными словами. Один смотрится более серьезно и представительно, другой жалкий какой-то итд. Так, что я считаю, что не такие и дураки делают брендбуки. Я всегда очень критично отношусь к отклонениям от цветопроб, и отходу от брендбука. Каждый вариант, где это не соблюдается должен быть рассмотрен отдельно. Иногда, это нормально, иногда критично. Такие вот дела.

Илья Бирман 2008

Всё верно.

Андрей Петров 2008

Вот, только с бетонным забором осечка вышла. Никто не будет наносить туда «Житлобуд» в таком шрифтовом исполнении — возьмут трафарет и за@башат «ЖИТЛОБУД».
Или же Тёме надо было придумать специальный трафарет для этого лого.

Илья Бирман 2008

Вполне вероятно, что трафарет есть. Но даже если нет, это не беда :-)

Ауч 2008

Да, все так, только какой ценой достигается такая свобода использования логотипа? Самый простой логотип, который можно придумать—квадрат черного цвета. Он масштабируется как угодно, но не узнается совершенно. Забор или строительный кран на стройке Новосибирска, случайно покрашенные в желтый цвет, уже могут восприниматься, как фирменный забор или кран «Житлобуда».

Чем свободнее использование логотипа, тем больше он размывается, именно этим и вызывается критическая реакция.

Маляр 2008

Есть такой момент, но Вы не совсем правы.
Приведу в пример присловутый Билайн. Однажды я нашёл в кладовке я нашёл в кладовке старую «желто-полосатую» шапочку дочери. первая мысль была о Билайне.
И потом, краны (практически) всегда красят в желтый цвет. Желтый (оттенки) для основного цвета выбрали неслучайно.

P. S. Самый простой логотип будет кругом, черным или белым :)

Мои книги