Информационное сопровождение Челябинской транспортной реформы
В Челябинске идёт большая транспортная реформа, и в том числе повышается и качество коммуникации с пассажирами.
По заказу организаторов реформы я задизайнил множество плакатов и объявлений, а также создал шаблоны и научил сотрудников транспорта ими пользоваться и самостоятельно вести информирование.
Раньше информирование велось хаотично силами перевозчиков. Пассажиры не узнавали об изменениях или не понимали, как к ним адаптироваться.
По поручению Министерства дорожного хозяйства и транспорта области объявления теперь делаются оперативно и по стандарту, содержат аккуратную карту изменений и рекомендации альтернативных маршрутов, публикуются в соцсетях.
Изменения маршрутов с 1 января 2022
1 января 2022 года одновременно изменились два десятка маршрутов — какие-то чуть-чуть, какие-то сильно — и добавились несколько новых.
Изменения устаканились только к концу ноября. Чтобы заранее проинформировать о них, за три недели пришлось придумать, написать и задизайнить объявления, нарисовать карты изменений, выбрать места размещения, организовать производство и расклейку плакатов и монтаж табличек, спланировать публикации в соцсетях.
Всего разместили около четырёхсот объявлений по 50 макетам:
Рассмотрим продление 33-го автобуса в центр:
Изменение по-разному влияет на пассажиров в разных частях города. Для кого-то это приятная новость. Тем, кому нужно на Гончаренко или Меридиан, придётся выбрать другой транспорт. А для тех, кто живёт на этих улицах, маршрут фактически отменяется. На вокзале переносится само место остановки — это просто нужно не пропустить.
Поэтому объявления разделились на три степени суровости:
Так по каждому изменению появилась пачка объявлений — для остановок в разных местах и для использования в салоне транспорта.
Объявления сделаны как конструктор: картографическая часть универсальна и используется без изменений во всех трёх версиях. Карта может быть в одной из двух пропорций — стандартной, как на примерах выше, и компактной, если маршрут вмещается:
Эти же самые карты иллюстрируют сообщения в соцсетях:
Чтобы поставить рисование карт на поток, пришлось с нуля создать стандарты челябинской транспортной картографии: подготовить приятную картографическую подложку, систематизировать текстовые стили и стили линий транспорта, прочие обозначения. Теперь на картах подписываются только те объекты, которые значимы для данного объявления.
Благодаря стандартам, карты хорошо смотрятся рядом, даже если изображают город в разном масштабе:
Локальные карты объясняют переносы остановок:
Следующий этап — информационное планирование. Вместе с сотрудниками ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» была заполнена большая таблица — Задание на размещение:
На некоторых остановках нет удачных поверхностей для наклеек — эта информация также попадала в таблицу. На таких остановках размещали таблички.
После этого подготовили Задание на производство: таблицу с указанием того, сколько экземпляров какого объявления нужно в виде наклеек и сколько — в виде табличек.
Часть результата:
Для табличек пришлось разработать промышленный дизайн и технологию сверхбыстрого монтажа:
Каждая табличка — это лёгкий, но прочный композитный лист размера А3 с накатанной на него наклейкой. Табличка крепится к столбу на металлические хомуты, пропущенные через заранее подготовленные отверстия. Скруглённые края добавляют аккуратности и исключают трамвы.
Расположение отверстий стандартизировано. Чтобы никакая важная подпись на карте не потерялась, отверстия и хомуты нарисованы прямо в шаблоне:
Объявления появились по всему городу за неделю до Нового года.
Дальнейшее информирование о реформе ведётся на основе этих же шаблонов.
Илья Бирман
Арт-директор и дизайнер
Благодарим Евгения Талыпова, Александра Севостьянова, Анну Медведеву и Александра Егорова.
Ссылки
Сайт Транспортной реформы Челябинской агломерации
Телеграм-канал о транспортной реформе Челябинской агломерации, развитии общественного транспорта и транспортной инфраструктуры