Информационное сопровождение Челябинской транспортной реформы

В Челябинске идёт большая транспортная реформа, и в том числе повышается и качество коммуникации с пассажирами.

По заказу организаторов реформы я задизайнил множество плакатов и объявлений, а также создал шаблоны и научил сотрудников транспорта ими пользоваться и самостоятельно вести информирование.

Информационное сопровождение Челябинской транспортной реформы
Объявления на остановке

Раньше информирование велось хаотично силами перевозчиков. Пассажиры не узнавали об изменениях или не понимали, как к ним адаптироваться.

По поручению Министерства дорожного хозяйства и транспорта области объявления теперь делаются оперативно и по стандарту, содержат аккуратную карту изменений и рекомендации альтернативных маршрутов, публикуются в соцсетях.

Информационное сопровождение Челябинской транспортной реформы
Объявления в автобусе

Изменения маршрутов с 1 января 2022

1 января 2022 года одновременно изменились два десятка маршрутов — какие-то чуть-чуть, какие-то сильно — и добавились несколько новых.

Изменения устаканились только к концу ноября. Чтобы заранее проинформировать о них, за три недели пришлось придумать, написать и задизайнить объявления, нарисовать карты изменений, выбрать места размещения, организовать производство и расклейку плакатов и монтаж табличек, спланировать публикации в соцсетях.

Всего разместили около четырёхсот объявлений по 50 макетам:

Информационное сопровождение Челябинской транспортной реформы

Рассмотрим продление 33-го автобуса в центр:

Информационное сопровождение Челябинской транспортной реформы

Изменение по-разному влияет на пассажиров в разных частях города. Для кого-то это приятная новость. Тем, кому нужно на Гончаренко или Меридиан, придётся выбрать другой транспорт. А для тех, кто живёт на этих улицах, маршрут фактически отменяется. На вокзале переносится само место остановки — это просто нужно не пропустить.

Поэтому объявления разделились на три степени суровости:

Белое. Транспортные возможности пассажира расширяются или не меняются
Белое. Транспортные возможности пассажира расширяются или не меняются
Жёлтое. Пассажиру нужно вникнуть: возможно, маршрут больше ему не подойдёт
Жёлтое. Пассажиру нужно вникнуть: возможно, маршрут больше ему не подойдёт
Красное. Маршрут в этом месте отменён, нужно искать другой способ добраться
Красное. Маршрут в этом месте отменён, нужно искать другой способ добраться

Так по каждому изменению появилась пачка объявлений — для остановок в разных местах и для использования в салоне транспорта.

Объявления сделаны как конструктор: картографическая часть универсальна и используется без изменений во всех трёх версиях. Карта может быть в одной из двух пропорций — стандартной, как на примерах выше, и компактной, если маршрут вмещается:

Информационное сопровождение Челябинской транспортной реформы

Эти же самые карты иллюстрируют сообщения в соцсетях:

Чтобы поставить рисование карт на поток, пришлось с нуля создать стандарты челябинской транспортной картографии: подготовить приятную картографическую подложку, систематизировать текстовые стили и стили линий транспорта, прочие обозначения. Теперь на картах подписываются только те объекты, которые значимы для данного объявления.

Благодаря стандартам, карты хорошо смотрятся рядом, даже если изображают город в разном масштабе:

Локальные карты объясняют переносы остановок:

Следующий этап — информационное планирование. Вместе с сотрудниками ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» была заполнена большая таблица — Задание на размещение:

Информационное сопровождение Челябинской транспортной реформы
Идентификатор А28-НЕ-ЗДЕСЬ означает красное объявление о том, что 28-й автобус перестаёт здесь ходить. В правой колонке — рекомендации пассажиру в связи с изменением

На некоторых остановках нет удачных поверхностей для наклеек — эта информация также попадала в таблицу. На таких остановках размещали таблички.

После этого подготовили Задание на производство: таблицу с указанием того, сколько экземпляров какого объявления нужно в виде наклеек и сколько — в виде табличек.

Часть результата:

Информационное сопровождение Челябинской транспортной реформы

Для табличек пришлось разработать промышленный дизайн и технологию сверхбыстрого монтажа:

Каждая табличка — это лёгкий, но прочный композитный лист размера А3 с накатанной на него наклейкой. Табличка крепится к столбу на металлические хомуты, пропущенные через заранее подготовленные отверстия. Скруглённые края добавляют аккуратности и исключают трамвы.

Расположение отверстий стандартизировано. Чтобы никакая важная подпись на карте не потерялась, отверстия и хомуты нарисованы прямо в шаблоне:

Объявления появились по всему городу за неделю до Нового года.

Информационное сопровождение Челябинской транспортной реформы

Дальнейшее информирование о реформе ведётся на основе этих же шаблонов.


Илья Бирман
Арт-директор и дизайнер
Поделиться
Отправить
Запинить

Благодарим Евгения Талыпова, Александра Севостьянова, Анну Медведеву и Александра Егорова.

Ссылки

Сайт Транспортной реформы Челябинской агломерации

Телеграм-канал о транспортной реформе Челябинской агломерации, развитии общественного транспорта и транспортной инфраструктуры

Видеоурок о рисовании карт