Нидерланды
На любой европейской границе стоит знак с установленными в стране ограничениями скорости. Силуэт нидерландского населённого пункта — с мельницей:
![](/world/netherlands/i/IMG_5638.jpg)
Дорога N57 проходит по островам Зеландии через плотины проекта «Дельта» (защита от наводнений). На дороге используется новая разметка, определяющая ограничение скорости на участке.
Здесь можно ехать 60:
![](/world/netherlands/i/IMG_5936.jpg)
Ехать надо по середине дороги, оставляя края велосипедистам, и заезжая туда только в случае, если нужно разъехаться со встречным. Такая разметка намеренно не разделяет встречные направления, чем создаёт определённый дискомфорт и заставляет ехать медленнее и внимательнее.
Две центральные линии и прерывистые края означают ограничение 80 (поясняющие знаки встречаются регулярно):
![](/world/netherlands/i/IMG_5640.jpg)
Зелёная полоса между центральными линиями и сплошные края разрешают ехать 100:
![](/world/netherlands/i/IMG_5700.jpg)
К 2015 году планируется внедрить такую разметку по всей стране.
Вдоль дороги расставлены столбики, на которых подвешены светоотражающие элементы. Ветер их крутит, и они мигают в темноте:
![](/world/netherlands/i/IMG_5878.jpg)
На каждой километровой табличке продублирован номер дороги (на некоторых — ещё и ограничение скорости):
![](/world/netherlands/i/IMG_5876.jpg)
![](/world/netherlands/i/IMG_5951.jpg)
Телефон:
![](/world/netherlands/i/IMG_5874.jpg)
Перекрёсток со светофорами:
![](/world/netherlands/i/IMG_5662.jpg)
Перекрёсток с круговым движением (чтобы остаться на N57 нужно ехать налево, а не прямо):
![](/world/netherlands/i/IMG_5812.jpg)
Знак с оптической иллюзией:
![](/world/netherlands/i/IMG_5666.jpg)
Маленькие красные знаки вдали относятся к велодорожке. В Нидерландах они не только в городах, но и вдоль загородных трасс.
А вот и велосипедисты:
![](/world/netherlands/i/IMG_5665.jpg)
Железнодорожный переезд (у велосипедистов свой шлагбаум):
![](/world/netherlands/i/IMG_5671.jpg)
Знак призывает включать свет и днём:
![](/world/netherlands/i/IMG_5881.jpg)
Дальше был Влиссинген (читайте отдельный рассказ о городе).
Стоянка на дамбе, отделяющей озеро Версе-Мер от Северного моря, — торжество дорожной инфраструктуры:
![](/world/netherlands/i/IMG_5826.jpg)
На противоположной стороне дамбы — огромный пляж:
![](/world/netherlands/i/IMG_5832.jpg)
Пять минут пляжного отдыха:
![](/world/netherlands/i/IMG_5830.jpg)
Часть пути проходила через Европорт. Я даже не представлял, что порт может быть настолько огромным.
Знак «Гавани 5225—5600 — направо»:
![](/world/netherlands/i/IMG_5891.jpg)
Дорога в Гаагу как ни в чём не бывало упирается в берег. Дальше — на пароме:
![](/world/netherlands/i/IMG_5902.jpg)
Пока плывём — кадр с капитанского мостика:
![](/world/netherlands/i/IMG_5914.jpg)
Следующие остановки — Гаага, Амстердам и Эйндховен.
Буквы и цифры на голландских автомобильных номерах — выпуклые и очень приятные на ощупь (ну конечно я потрогал):
![](/world/netherlands/i/IMG_5747.jpg)
Искусственная неровность по-голладски — дремпель (drempel). Разметка, означающая дремпель, выложена плиткой:
![](/world/netherlands/i/IMG_6357.jpg)
Многие перекрёстки в городах целиком поднимают на уровень тротуара:
![](/world/netherlands/i/IMG_7159.jpg)
Ещё один способ повысить безопасность перекрёстка для пешехода — вынудить водителя существенно снизить скорость, сделав невозможным проезд по прямой:
![](/world/netherlands/i/IMG_5926.jpg)
![](/world/netherlands/i/IMG_5932.jpg)
Амстердам | Эйндховен | Нидерланды ← Ctrl → | Кёльн | Вена |