Навигация в метро Ташкента
В Ташкентском метро четыре линии и пятьдесят станций — это почти как в Санкт-Петербурге. Ежедневно им пользуются около семисот тысяч человек. Вместе с командой банка «Тибиси» мы сделали новую систему навигации:

Форма основных элементов повторяет узнаваемый узбекский мотив — стрельчатую арку пештаков и сводов. Такая геометрия ощущается родной, но и выглядит современно:

Путь пассажира
Указатели отвечают на все вопросы на пути человека:




Все указатели, связанные с движением поездов по линиям, даны на песчаном фоне, как схема линий, а остальные — на белом.
Вход в метро
Уличные знаки показывают, где метро и какая тут линия, станция и номер входа:

В нижней части знака может размещаться дополнительная информация:

В вестибюле
Знаки помогают найти кассу, банкомат, вход в метро и проход к поездам:



У спусков к платформе перечислены станции, чтобы убедиться, что спускаешься на нужную линию:

Графика линии на таком знаке следует стандартам, принятым на схеме метро:

Перед поездом
Когда попадаешь на платформу, знаки помогают понять, слева или справа нужный поезд:

Вёрстка знака адаптируется к количеству станций на линии:

Знаки на колоннах подсказывают направление движения и следующие станции:


Макеты верстаются автоматически по единым правилам, умеют адаптироваться к ширине колонны как сайт к размеру экрана:

Список следующих станций продублирован на путевой стене:

Этот знак также показывает направление движения и содержит информацию о пересадках и важных объектах на станциях:

В поезде
Во время поездки посчитать оставшиеся до выхода или пересадки станции помогают как общая схема метро, так и схема текущей линии:

После поезда
При выходе из поезда разводящий знак помогает понять, в какую сторону идти по платформе:

При необходимости на знаке размещается информация о переходах и режиме работы выходов:

Путь к пересадке помогают найти дополнительные поддерживающие знаки:


На выходе с платформы сориентироваться помогает провожающий знак:

Выход в город
Выбрать нужный выход и вообще сориентироваться по городу помогают подробные карты окрестностей:

В знак может интегрироваться реклама, но без ущерба для навигационной информации:

Карта всегда поворачивается по направлению взгляда пассажира:


Если путь к выходу нетривиальный, к нему ведут дополнительные знаки:



Технология
Одна из задач ведущего дизайнера в таком большом проекте — это «дизайн-менеджмент», то есть настройка эффективных рабочих процессов.
Все знаки спроектированы как часть единой дизайн-системы, построенной на переиспользуемых компонентах. Время на подготовку макетов для очередной станции сведено к минимуму, а основная часть работы посвящалась информационному планированию, то есть решению вопросов о том, к каким объектам и как именно мы ведём людей.
Но как убедиться, что знаки на пути человека не противоречат другу другу? А если клиент попросил изменить перевод одного из объектов на знаке, как не забыть изменить его на всех знаках разом?
На каждой станции работа начиналась с рисования черновика карты окрестностей. Это был источник правды о названиях объектов, приоритетах, переводе и нумерации выходов. Пока метрополитен готовил замечания и предложения, дизайнеры рисовали планы станций, размещали будущие указатели на плане, а также готовили макеты, не содержащие наземных деталей. После согласования все недостающие макеты собирались уже с учётом замечаний. Самым последним шагом черновик карты приводили к чистовому виду.

Приходите за навигацией!
Илья Бирман
Арт-директор
и ведущий дизайнер
Тимур Репин
Дизайнер
Евгений Борисенко
Дизайнер
Алибек Мусабеков
Дизайнер
Сахиб Гулямов
Руководитель проекта
Елизавета Богданова
Менеджер проекта

Спасибо банку «Ти-би-си», платёжной системе «Пейми» и Ташкентскому метрополитену за то, что это стало возможным.
Шрифт — «ТТ Коммонс Про» студии «Тайптайп».