Прага
Прага — город запретов.
Запрещено кататься на велосипеде, роликах, скейтбордах; ходить по газону, выгуливать собак, курить, фотографировать, заходить в закрытые двери, тушить пожары водой, пить прохладительные напитки, катать детей на колясках и есть мороженое. Такого количества запрещающих знаков я не видел нигде в мире, они тут повсюду:
Впервые в жизни я побывал в Европе, ни разу не сходив в Макдональдс — обычно ведь туда идёшь, когда жутко голодный, и думать, где бы поесть, уже нет сил; а тут ошибиться невозможно: в первом же попавшемся месте тебе дадут огромную тарелку вкусной еды по вполне челябинской цене.
Единственный недостаток местного общепита — чай у них бывает только в пакетиках. Заказываешь, и тебе приносят кружку кипятка с лимоном. Ждёшь-ждёшь, пока заварится, а потом соображаешь, что надо было туда чёртов пакетик бросить.
К сожалению, здесь жизнь умирает по-европейски рано. После 10 вечера непросто найти ресторан, где ещё кормят, а после 11-12 уже вообще почти всё закрыто.
Если что-то всё же работает круглосуточно, здесь это называется «нон-стоп»:
Даже если это автостоянка:
Кругом немало херни, буквально на каждом углу:
И клуб кинохерни имеется, пожалуйста:
Есть даже херня нон-стоп:
Районы города нумеруются: «Прага-1» — это самый центр, а какая-нибудь «Прага-19» — совсем выселки. При этом определённым частям города ничто не мешает носить ещё и нормальные названия — Голешовице, Дейвице, Градчаны, Высочаны, Винограды. Как названия соотносятся с номерами — я не уловил.
Более дебильной системы оплаты проезда, чем в Праге, я не встречал нигде. Кроме того, что она сказочно неудобна для тех, кто приехал всего на несколько дней, она ещё и отличается совершенно непредсказуемой логикой. Например, чем можно объяснить, что проездной на все виды транспорта на сутки стоит 100 крон, на пять — 500 крон, а на трое — 330 крон? При этом за 550 уже можно купить неограниченный проездной на месяц.
Система оплаты завязана, помимо прочего, на время действия билета, и у этого есть приятный побочный эффект — в любом автобусе или трамвае гарантированно висят часы:
Больше всего я пользовался трамваями.
Если забыть об оплате, пользоваться ими очень удобно: на каждой остановке висит понятный перечень всех следующих остановок всех маршрутов, и почему-то в большинстве случаев так получается, что как раз до той остановки, куда тебе надо, подходящий трамвай находится. Ходят они при этом круглосуточно и строго по расписанию.
Город весь холмистый, и улочки изгибаются как угодно и пересекаются под любыми углами; как чехам удаётся прокладывать трамвайные пути в таких условиях — загадка, но трамвайчики гоняют по городу со страшной силой и в огромных количествах. В одном месте в центре трамвай поворачивает с одной узкой улочки на другую, проезжая всего сантиметрах в тридцати-сорока от угла дома:
Трамваи тут абсолютно естественные участники общего дорожного движения. Они не забывают показывать поворот даже тогда, когда у них только один возможный путь движения. Рельсы вделывают в дорогу так, чтобы трамвайные пути могли одновременно быть и проезжей частью для другого транспорта. Вот, например, трамвайно-автобусная остановка:
В Киеве я удивлялся улице, где кроме трамвайных путей ничего не влезает, и поэтому автомобили ездят только по ним, а в Праге половина улиц — такие.
Трамвайный парк весьма разнообразен. При этом чем современнее модель трамвая, тем она уродливее и бесчеловечнее. Вот, например, жуткий трамвай «Шкода» едет по 9-му маршруту:
А следом милейший старинный трамвай везёт туристов:
Есть тут и метро.
Линий метро всего три: зелёная «A», жёлтая «B» и красная «C». Логотип-указатель метро всегда изображается на фоне соответствующей линии:
Метро — это не всегда вниз, и поэтому знаку иногда приходится помогать полноценной стрелкой:
На платформе рядом с названием станции ставят квадрат цвета её линии:
Если станция пересадочная, то ставят большой квадрат цвета линии, на которой ты сейчас находишься, а вокруг — поменьше, той, на которую можно перейти:
Как это принято во всём нормальном мире, платформы разных линий, соединённые переходом, считаются одной станцией и, естественно, имеют общее название.
Если оформление станций в большинстве случаев лаконичное и весьма спокойное, то указатели, наоборот, запредельно пёстрые:
Кстати, в метро запрещено идти по неработающему эскалатору:
Пражские бедняки просят милостыню так:
Кажется очень утомительным находиться в такой позе несколько часов. В действительности же, пока этот человек «работает», его товарищи пьют пиво, сидя на лавочке в 20 метрах от него; минут через 10 его смена кончится, его место займёт другой, а этот пойдёт поразвлекается некоторое время. Так вечер проходит в совмещении приятного с полезным.
А на следующий день можно и выспаться как следует — благо, поверхностей для лёжки в городе навалом. Вот, гражданин устроился под телеком, показывающим прохожим рекламу:
Кого только не встретишь в Праге:
Среди местных достопримечательностей, которые мне рекомендовали посетить, были поющие фонтаны и танцующий дом. Вышло так, что я обратил куда больше внимания на лежачих полицейских. Помимо обычных горок из асфальта и модных резиновых подкладок, здесь есть ещё и вот такие роскошные сооружения:
Лестницы на дорогах в центре встречаются регулярно, и водителей они совсем не смущают.
Многообразием форм отличаются и изображения лежачих полицейских на дорожных знаках:
Есть даже вот такой (табличка 2x означает, что их там будет два, но понять это непросто):
Знак «скользкая дорога» сразу же показывает наиболее неприятный вариант развития событий:
У копателя спину прихватило:
Знаки приоритетов отражают всю сложность планировки города:
Кстати, на автостоянках запрещено оставлять в машинах ценные вещи:
Не только дорожные знаки представляют интерес. Вот, например, местные пиктограммы замечательны тем, что у женщин одна нога:
Можно было бы предположить, что девушка просто очень хочет писать, и поэтому сжимает ноги так, что между ними не видно просвета, однако пиктограмма лифта одного из торговых центров (совершенно разрывающая мозг) в значительной степени опровергает эту гипотезу:
В гостинице в случае пожара постоялец умрёт в муках выбора направления:
Смешными указателями привлекает к себе внимание Макдональдс:
В аэропорту, с тех пор, как я тут был по пути в Лондон, переделали навигацию, однако ставить пробел после запятой так и не научились:
Но за комнату медитации этому аэропорту можно простить всё:
Киев | Днепропетровск | Прага ← Ctrl → | Тель-Авив | Иерусалим |