Интерфейс и волшебные слова

На прошедшем курсе по следам темы информационного стиля в интерфейсе обсуждали вопрос: стоит ли быть вежливым в интерфейсе. Когда сайт должен говорить «спасибо»? Говорить ли «пожалуйста», обращаясь к пользователю с просьбой? Извиняться ли в сообщении об ошибке? Что важнее — человечность или информативность?

Волшебное слово уместно в интерфейсе в словах человека — автора программы, директора фирмы, сотрудника поддержки:

Спасибо, мы приняли заявку и ответим завтра!

Подлежащее не оставляет сомнений, что это текст человека. Можно фотку рядом поставить (не со стока).

Без волшебных слов хуже, от текста веет безразличием:

Мы приняли заявку и ответим завтра

Если же человека исключить совсем, подлежащие станут слабыми:

Заявка принята, ответ поступит завтра

Другой пример:

Извините, на завтра мест не осталось
[ Записаться на другой день ]

Без извинений — нейтрально:

Мест не осталось
[ Записаться на другой день ]

Невежливости не ощущается, потому что это просто надпись, констатация факта. Как «Мест 38» на железнодорожном вагоне. Но можно и извиниться, хуже не будет.

А тут волшебное слово выглядит нелепо:

Извините, к сожалению произошла ошибка -4325

Неискренние извинения только раздражают (а у железки они всегда неискренние).

Операция невозможна. Пожалуйста, пополните счёт

Представить, что это говорит сотрудник компании, можно, но такой сотрудник выглядит беспомощным. Нормальный человек не скажет покупателю «пожалуйста, заплатите». Что будет без «пожалуйста»?

Операция невозможна. Пополните счёт

Вроде бы стало хуже. Но на самом деле «пожалуйста» лишь маскировало неуместность повелительного наклонения. Непонятно, чего это компьютер раскомандовался. Вместо того, чтобы смягчать неприятное сообщение волшебным словом, лучше избавиться от неприятностей:

На счету 30 000 ₽
[ Пополнить на 10 000 ₽ и заказать Айфон ]

Если текст мог бы сказать нормальный человек, и это именно так и будет интерпретировано читателем, то волшебные слова допустимы.

Если сомневаетесь — откажитесь от волшебных слов и переформулируйте так, чтобы не осталось ощущения грубости.

Дальше
Мои книги