Дак что же делать дальтоникам?

Только идиоты считают, что нумерация линий каким-то образом помогает дальтоникам. Нормальные же люди понимают, что при невозможности использования цветов нужно не нумеровать линии, а просто использовать другой принцип кодирования. Тут есть у кого учиться: лондонская схема давным-давно существует в чёрно-белом исполнении (и использует кодирование орнаментом).

Свою схему я рисовал также в цветом и чёрно-белом вариантах. Чёрно-белый был вчера опубликован.

Для различения линий достаточно было меньшего числа орнаментов. Например, Сокольническую, Калининскую, Бутовскую и Каховскую линии можно было бы сделать одинаковыми, как и Люблинскую с Филёвской. И Кольцевую линию можно было бы тоже обозначить любым из уже занятых орнаментов: она безошибочно определяется по форме. Однако такое решение вызывало бы лишние вопросы. Придумать несколько лишних орнаментов не сложно, удобочитаемости это не отнимает, поэтому было решено здесь не экономить.

Надо сказать, чисто эстетически чёрно-белая версия кажется мне куда более клёвой, чем цветная. Её хочется распечатать на слегка желтоватой бумаге и повесить на стенку.

Дальше
13 комментариев
елена петрова 2007

ты знаешь, как мне понравилась цветная версия? эта же схема... восторг полный. особенно в сочетании с бумагой цвета старых газет. уношу как ценное произведение. низкий поклон. захлестнули эмоции

Лопатин 2007

Вспоминаю слова Лебедева о том, что если разрешить, дизайнеры готовы и дороги палехской росписью украсить.
А есть мысли об удобном устройстве метро? Если разрабатывать метро сразу на весь город, какая схема должна быть?

Илья Бирман 2007

Я не понял, к чему тут ваши воспоминания о словах Лебедева?

Лебедев ещё писал, что в дизайне законов нет. Если смотреть чуть дальше слов, то это означает, что не бывает универсального решения, которое бы подошло к любой задаче. Невозможно придумать метро для всего города, не зная, что это за город; не имея статистики о том, как и куда там движутся люди; не зная инженерных нюансов; не зная финансовых ограничений. Такая схема будет бессмысленной картинкой. А учитывая, что метро строится многими десятилетиями, в течение которых все эти параметры меняются, разрабатывание метро сразу на весь город вообще не имеет почти никакого смысла.

Siberex 2007

Мне тоже понравилась ч/б версия. Причём больше из-за того, что узорчатые линии кажутся живыми по сравнению с бездушными цветными ;-) А про распечатку на «чайной» бумаге — это да, восторг.

Иван Бессарабов 2007

Илья, как всегда мега респект и уважуха!

Andrew 2007

Тут вы себя сами обхитрили — это схема не для дальтоников, а для тех, у кого нет цветного принтера. :)

Если бы хотели сделать для дальтоников, то лучше бы было провести исследование и все проблемные цвета максимально разнести: нарисовать двумя «похожими», например, Замоскворецкую и Сокольническую линии — они перпендикулярны и спутать их нельзя. Всё равно же, и к такому варианту нужно привыкать.

Илья Бирман 2007

На странице в портфолио, посвящённой схеме, я и начинаю с чёрно-белых принтеров, а не с дальтоников. Я в курсе, что большинство дальтоников видят мир всё-таки не чёрно-белым.

Однако работать над проблемными цветами, на мой взгляд, не очень хорошая идея. Во-первых, потому, что дальтонизм бывает разный, и разные группы цветов могут быть проблемными у разных людей, а во-вторых, потому, что и совсем «чёрно-белые» дальтоники тоже бывают. Не станем же мы рисовать для каждого дальтоника схему именно с учётом его особенностей?

Andrew 2007

И, кстати, смущает наличие серого цвета — или уж использовать только один цвет и бумагу (ч/б), или и серому дать нормальную долю (серая-полосатая, серая-«с-лампасам», серая-в-кубик и т. п.), заодно, похожих узоров можно избежать.

(«ИМХО», понятное дело, подразумевается в обоих случаях.)

Илья Бирман 2007

Серый вполне хорош.

Если даже печать идёт в одну краску, и точки закрашиваются в шахматном порядке, то этот серый и будет себе серым. При очень крупной точке шахматность станет видно — но и это не беда, ведь других линий, использующих шахматный узор, всё равно нет.

Andrew 2007

Насчёт разных вариантов дальтонизма согласен, хотя и не знаток темы, хотя частичный дальтонизм у меня есть :) Но согласитесь, что две схемы в вагоне метро или на станции тоже утопия — не такая уж это проблема, о которой задумаются чиновники. А вот разнести наиболее распространённые проблемные цвета не так уж и сложно, но польза будет (хотя, опять таки, никто этим заниматься не станет, как я понимаю, по тем же причинам). Для личного пользования это другой вопрос.

К слову — а как к вашим изменениям цветов линий отнеслись? Именно с точки зрения реальности воплощения были какие-то комментарии знающих людей? Просто представляю, как порой за каждую закорючку держаться — ужас.

А серый не плох, не спорю, смущает такая половинчатость. Может я и не прав, но смущает :)

Илья Бирман 2007

Две схемы в вагоне, конечно, никто не предлагает. Чёрно-белая должна лежать на сайте метро в формате PDF просто. Разнести красный с зелёным — ну дак вы же сами говорите, что Сокольническая и Замоскворецкая перпендикулярны — чего же их разносить, куда?

Я думаю, цвет Бутовской линии вообще никого на этой планете не волнует ни коим образом.

Andrew 2007

Зелёный и красный уже кто-то разнёс до нас, это да, но меня смущает близость аж трёх «синих» линий и жёлто-оранжево-зелёного «права».

Но это ладно, считай, полумеры — почему бы двойное кодирование не использовать, и цветом, и узором? (тройное, если ещё и названия линий считать)

Vitaly Harisov 2007

Классная схема. Спасибо!

Ph 2007

А мне цветная понравилась больше. Определенно.

Олег Андреев 2007

Желтенькая кайфная. Кстати, первый раз в Москву ездил с черно-белой распечаткой первой карты. Неудобств не испытывал, за исключением того, что по одному названию станции невозможно быстро определить её положение. Но это к вопросу об указателе для туристов, а не цветах. Еще раз спасибо.

ЗЫ. Когда будет выложена карта с разрешением раза в полтора повыше?
ЗЗЫ. Вернее, когда же карта будет висеть в метро? :-)

олег журавлев 2007

Я бы поменял сокольническую и кольцевую разметки местами. Сокольническая диагональ сильно выделяется при маленьклм масштабе.

Алексей 2007

Прокомментирую насчёт проблемных цветов линий. У меня наиболее типовая форма дальтонизма (на зелёный цвет), проблемные цвета на официальной схеме будут примерно такими
1) Калужско-Рижская(оранжевая) и Люблинская(салатовая) линии плохо различаются — надо приглядываться
2) Замоскворецкая(тёмно-зелёная) и Кольцевая (коричневая) почти неразличимы, особенно при освещении в вагоне. Но это неактуально — и так всё ясно.

Существуют люди (их поменьше, но их много), которые будут с трудом различать:
1) Сокольническую и Замоскворецкую
2) Таганско-Краснопресненскую (тёмно-синюю) и Арбатско-Покровскую (лиловую)

Есть компромиссный вариант — введение белого и чёрного цвета для каких-то двух веток, но ИМХО, чёрно-белой схемы и нумерации на указателях достаточно.
Ещё один вариант — использование цветных штриховок. Чёрный, белый, красный, синий и жёлтый различит подавляющее большинство.

P.S. Поиздеваться над цветной схемой метро можно по адресу http://vischeck.com/ — там эмулятор дальтонизма

Мои книги