Оптимизация под бабушек

Часто крутые решения подвергаются критике со стороны умников: «бабушки это не поймут». Ну ёлки, дак что ж теперь, остаться навсегда в прошлом?

Бабушка не понимает, что такое СМС. Я объясняю, что вот можно по телефону звонить, а можно текст отправлять, и он на экране высвечивается. Вроде понятно. Но всё равно непонятно, как он так передаётся, как его набирать, почему он доходит куда надо, и вообще. То есть дело не в том, что интерфейс какой-то непонятный, а в том что вообще, сама идея непонятна, она из другой вселенной.

Телевизор вот полностью понятен. Да, приходится приезжать иногда, чтобы настроить каналы, если бабушка их случайно собьёт. Но поскольку сам телевизор из прошлого, проблемы нет. А Эпл-ТВ бабушка не поймёт, какую Сири туда не прикручивай.

Всё меняется настолько стремительно, что уже даже «соседние» поколения часто живут в совершенно разных системах координат. Дети научаются играть на айпадах раньше, чем встают на ноги.

Короче, предлагаю перестать оптимизировать весь мир под бабушек и сосредоточиться на внуках. А бабушкам выдать по бабушкофону.

Дальше
17 комментариев
Clq 2011

Гиковская фигня эти ваши смс, вата какая-то.

Артём Курапов 2011

Либо ты хорошо троллишь, либо сам этого не осознаёшь, но ты так же упрощаешь кривую обучения до двух состояний — для бабушек и для продвинутых и нормальных людей.

Антон Черкасов 2011

Научаются?!

Илья Бирман 2011

Не устаю удивляться всё новым людям, удивляющимся этому слову. Что в нём такого удивительного?

Gerodot 2011

Дети не то что ходить они еще даже не ползают как следует, а iPad’ом крутят как здрасти.

Валентина Георгиевна 2011

скажите как я сюда зашла?

Антон Черкасов 2011

Да просто странно в посте, призывающем ориентироваться на будущее, встретить слово, которое в словарях числится устаревшим.

Оффтоп: Илья, Ваш ответ почему-то пришёл мне на почту, хотя галка «Получать комментарии других по почте» поставлена не была.

Илья Бирман 2011

Мой ответ не является комментариями других :-)

Александр Смирнов 2011

А я как здесь?? 43 года, по индусским меркам, почти прадедушка!

(На самом деле — нашёл ссылку в Вопросах и Ответах гугла.)

«Научаются» не совсем устарелое (http://yandex.ru/yandsearch?text=%22научаются%22+роман — для примера взял в конкатенации), но да — несколько высокопарное, возвышенное слово. Оно в чём-то точнее, чем «обучаются»: обучаются скорее не сами, чем сами.

Кирилл 2011

С основной мыслью поста согласен — не нужно бояться новых, смелых решений. Однако, как мне кажется, проблема как раз в обратном — существование пожилых людей создателями новых продуктов почему-то по большей части игнорируется (ваш пост — прекрасный образец такого мышления) и разнообразных «бабушкофонов» слишком мало. На мой взгляд — совершенно напрасно: внуки с удовольствием тратили бы деньги на полезные гаджеты для своих бабушек (и дедушек).

Всем понятно, что у пожилых людей слабое зрение, хуже координация движений, часто нарушена мелкая моторика из-за заболеваний суставов, больше время реакции, хуже память. Эти чисто физиологические особенности нужно учитывать.

Именно поэтому проблематично разобраться с SMS (уверен, что донести саму идею «телеграммы» несложно) — чтобы написать сообщение на типичном телефоне требуется:
— хорошее зрение (мелкий шрифт на экране и кнопках);
— хорошая память (одна кнопка — 4 буквы; при использовании T9 приходится держать в памяти набранную часть слова; кроме того, нужно запомнить последовательность действий для перехода в режим написания сообщения);
— хорошая реакция (если не используется T9 — достаточно промедления на жалкие 500 мс, чтобы получилось два символа вместо одного);
— хорошая моторика (мелкие кнопки, на которые нужно быстро нажимать);
— понимание контекста и повышенное внимание к нему (разные режимы ввода символов с неочевидным переключением между ними).
(Лично я в целом согласен, что SMS — это «гиковская фигня», но пример хорош для иллюстрации моей точки зрения.)

Основная проблема, возникающая у моей бабушки (ей 91 год) при пользовании «Айпадом» (а до этого планшетом на «Андроиде») — слишком мелкие элементы управления во многих программах (она пользуется планшетом как читалкой, просмотрщиком фотографий и калькулятором). Особых проблем с пониманием, что нужно делать в указанных программах для достижения ожидаемого результата, как переходить от одного приложения к другому, не было. Тач-жесты (pinch-to-zoom, slide) вообще были восприняты как нечто естественное и по моим наблюдениям используются даже там, где они по смыслу должны быть, но по факту не работают.

Чуть раньше с CD-магнитолой были те же проблемы: мелкие, сливающиеся кнопки (и это при том, что магнитола выбиралась специально среди «самых понятных»). Чтобы не было необходимости (буквально) искать с лупой в руках кнопку с треугольничком и двумя параллельными линиями (неочевидно же совсем, кстати), пришлось эту кнопку раскрасить.

Нужен ли «бабушкам» условный «Эппл-ТВ»? Почему нет? Я считаю, что донести принцип и удобство, к примеру, телевидения по запросу, не составит особого труда, просто нужно подобрать правильные образы и понятные примеры. Но должна быть версия, учитывающая особенности пожилых людей — простой интерфейс с крупными элементами управления, не содержащий неиспользуемых функций, ну и, конечно, с соответствующим подбором контента. (В качестве примера — с продвинутыми возможностями приставки IPTV от «Ростелекома» лично я сходу не могу разобраться, не говоря о том, что шрифт мелкий даже для меня — вот такой продукт бабушки точно не смогут осилить.)

Я знаю людей, которые в возрасте 65+ начали пользоваться интернетом. Да, многое во «Одноклассниках» и «Аське» кажется им непонятным (мне, честно говоря, тоже), но они не считают, что это нечто «из другой вселенной». Вы ведь своими глазами видели недавно «деда» (как он сам себя назвал), который сам нашёл в интернете информацию о митинге (при этом не сказал бы, что в его выступлении была заметна какая-то необычайная ясность ума). Курсы компьютерной грамотности для пенсионеров, насколько мне известно, пользуются популярностью.

В общем, мне кажется, что это очень недооцененная ниша. А интерфейсы на самом деле должны быть различными для разных аудиторий.

Александр Смирнов 2011

В свете вышесказанного даже стыдно перед лицом того деда с митинга.

А что если мне... ну не на 45, а на 50 лет отдадут некий старый (2015 года) ай-хай-фай-дэд-пэд [iHiFiDadPad™]?!! Вероятно, начнётся (х)ай-лайф.

Эдуард 2011

Абсолютно, Илья.

Илья С. 2011

При этом для нашего поколения то, что будет придумано в будущем, непонятным не будет.

Илья Бирман 2011

Почему?..

Андрей Голубев 2011

Бритва Оккама — вещь полезная. Но и пользоваться ею надо с осторожностью. Изначально сложно оценить, действительно ли революционное новшество и на бабушек можно не обращать внимания. Либо это посредственность, имеющая множество недостатков и приходится избавляться от части функционала (предназначенного для бабушек, например) чтобы новшество хоть как-то заработало.

Это с одной стороны. А с другой — хотите ли вы, Илья, жить через 35 лет в мире, где все технологии сверх вашего понимания, где вы просто беспомощный, т. к. нет знаний, как подключится к интернету через yTpi по технологии Gpk. Помните, как Царь в лифт зашел в «Иван Васильевич меняет профессию»?

Поэтому революции нужны в технологиях, а не в интерфейсах. В среде взаимодействия пользователя с системой нужен эволюционный подход.

А по поводу бабушки — она не от того не может набрать смс, что не понимает технологии, а от того, что экран маленький, кнопки мелкие, шрифт нечеткий.

Технологии мало кого волнуют, кроме гиков. Остальным нужен удобный способ передать картинку, отправить курсовую, ответить маме, что долетели хорошо и т. д. Не имеет значения сделано это по gprs или wifi по протоколу jabber или icq

Кажется, мою мысль вы уловили.

Владислав Савельев 2011

Бабушкофоны — жуткая вещь. Я пожалел, что купил такой своей бабушке. Там настолько ужасный интерфейс, что даже меня он пугает. Для сравнения, с айпадом она разобралась почти сразу и пользуется по полной. Какие-то вещи, нелогичные для далекого от компьютеров человека, пришлось запомнить, но это несложно, когда все работает ясно и последовательно. Так что теперь я хочу айфон старенький ей у кого-нибудь купить.

Сергей К. 2011

Я считаю, что хорошие решения хорошо понимаются людьми вне зависимости от возраста. А если делать андроид, то он всем будет неудобен, но глупые юные гики постесняются в этом признаться.

Иван 2011

Здравствуйте, Илья!
Скажите, насколько ваша теория про бабушек применима к веб-интерфейсам? Если сделать красивый, понятный интерфейс, в котором все логично и нельзя ошибиться — разве это плохо? Разве плохо, что через этот интерфейс люди будут пользоваться ресурсом и бабушки и продвинутые пользователи? Вас часто раздражает понятный для бабушек интерфейс своей учтивостью, крупными и понятными элементами и подсказками?
Буду благодарен за ответ.

Илья Бирман 2011

Сделать всё логично и так, чтобы нельзя было ошибиться — это не плохо. Если удаётся не жертвуя функциональностью и компактностью порадовать ещё и бабушек — прекрасно. Просто иногда нельзя сделать и то, и другое.

Константин Брик 2011

Илья, немного не по теме, но все-же... я хотел сослаться на комментарий выше, но что-то «якорей» не заприметил около сообщений.

В чем беда?

Илья Бирман 2011

Никакой беды, просто нет такой фичи :-)

Константин Брик 2011

Илья, добавь хотя бы в разметку такую фичу.

Мои книги