Репетиция в Театре оперы и балета

Сегодня довелось побывать на репетиции оркестра челябинского Театра оперы и балета — главный дирижёр Антон Гришанин разрешил поподсматривать. Пересказывать, даже с использование голоса и жестов, очень трудно, а уж ограничиваясь одним только текстом и вовсе, думаю, невозможно, но это было страшно интересно.

Забавно, что во время репетиции некоторые музыканты забывают выключить мобильник. Вообще, атмосфера на репетиции — как в любом рабочем коллективе в нормальный рабочий день. Все просто работают, без какой-то особой торжественности, иногда кто-то с кем-то хочет поболтать, когда не их фрагмент отрабатывается — Антон тут же просит не говорить вслух. На фоне такой обыденности совсем здорово звучат отдельные музыкальные фрагменты, особенно яркие, громкие, инструментально насыщенные — как бы между делом.

«Итак, 6 тактов с 24-й цифры, будьте добры... » Все играют, Антон что-то комментиует, подсказывает музыкантам, при этом огромный зал театра наполнен звуковой красотищей... перебивает, — «Спасибо». «Вы можете не стесняться, чуть громче играть» (как будто бы кому-то из труб), «давайте сейчас ещё раз, все вместе с 24-й цифры, пожалуйста...»

Возможно, впервые в жизни я услышал выражение «из другой оперы» в буквальном смысле — Антон объяснял первым скрипкам, как следует сыграть фрагмент, и сказал о какой-то из нот: «вы играете её, как будто бы она из другой оперы, её нужно связать со следующей» (изобразил голосом). Несколько раз попробовали, и, кажется, добились того, чего хотели: «Вот теперь хорошо, другое дело, ведь совсем не больно. Теперь все вместе, пожалуйста, то же самое, готовы?..»

Ещё меня очень впечатлило, когда отрабатывали синхронность в некоем «бум!», когда нужно было нескольким ударным и, как я понял, духовым, совершенно одновременно издать короткий громкий звук. Это вам не пластинки сводить, ребята: тут понять, как это происходит, решительно невозможно.

Нужно будет обязательно пойти ещё.

Дальше
7 комментариев
Роман Добровенский 2009

Я в детстве занимался игрой на фортепиано. Принудительной, конечно — из меня растили великого пианиста. Надо сказать, что мне это совершенно не давалось. Мама каждый день занималась со мной музыкой по два часа в день, а на спинке стула у нее висел ремень. В музыкальной школе рядом со мной всегда сидел педагог, который если я не достаточно хорошо нажимал клавиши, бил мне по пальцам, так что я ходил бывало с синяками на пальцах. Пианиста из меня так и не вырастили — я сопротивлялся как мог. В результате всех экзекуций, у меня осталась стойкая неприязнь к классической музыке. Всегда смотрю теперь на музыкантов с восторгом к их деятельности (если, конечно, достойные музыканты), и одновременно с жалостью, вспоминая, через что самому пришлось пройти, чтобы минимально подняться на ступеньку выше «собачьего вальса».

Илья Бирман 2009

Меня тоже насиловали родители музыкальной школой. Но бить себя какому-то педагогу я бы не позволил, он бы за это ответил.

Моя любовь к музыке в итоге не пострадала.

Артём 2009

Я тоже в музыкальную школу ходил на волторну, но сил моей мамы хватило меньше, чем на два года (тащить меня на уроки становилось с каждым разом сложнее). Причём, сама волторна меня не сильно мучила — основные проблемы начались со второго класса, когда началось фортепиано. Зато музыку я не успел возненавидеть, в отличие от многих из тех, кто музыкальную школу закончил.

А наблюдать за тем, как один человек организует группу людей на какой-то созидательный труд всегда интересно, будь то режиссёр в театре или на съёмочной площадке или, вот, дирижёр.

Артём 2009

P.S.: Я — лох. Валторна, а не волторна :-)

Слава 2009

А я, наоборот, хотел научиться играть на фортепиано (и сейчас хочу!), но родители не отдали меня в музыкальную школу :-)

Илья Бирман 2009

Вот поэтому, Слава, вы и хотите :-)

Левенсон Анна 2009

А я-то думала,кто это к нам на репетицию вдруг пожаловал)))

Илья Бирман 2009

Что, серьёзно? :-)

Спасибо вам.

Атари 2009

Я честно пытался оставить комментарий к той записи, в которой был выложен пситранс-микс — http://ilyabirman.ru/meanwhile/2009/01/12/1/ — но комментарии там уже отключены, поэтому спасибо скажу тут, в первом более-менее music related посте :-) Я этот микс после скачивания практически каждый день по настоящий момент слушал, вот и сейчас, извините за корявый почерк — он мне работоспособность поднимает на новый уровень. На танцполе шибает энергией в ноги, а за работой, видимо, напрямую в мозг.
 
Так что данке шон за увеличенный КПД!

Михаил Меркурьев 2009

Ой, иногда мне хочется увидеть, как люди делают красоту. Но... уверен, для непосвящённого (такого, как я) всё это так и останется тайной. «Шаманством».

Хотя был случай, когда я сам показал другим пример «шаманства». В своей отрасли — в программировании. Писал я когда-то мобильные игры. Сидим мы в субботу с одним программистом (я просто в интернет, у него сроки). Принесли какой-то Samsung 3G (тогда сети 3G были в диковинку), тащит он его ко мне, говорит: не удалось извлечь из мобильника ни одного звука. Обычно звук тормозит или зависает, и приходится писать разного рода «разглючку» — а тут вообще немой как рыба! Сидел часа полтора, долбал — в конце концов даю этому персонажу готовый звуковой класс. После всего этого он сказал мне, что со стороны это выглядело как шаманство, и вообще он не догадывается, как я узнал, что эта модель не хочет загружать в плеер информацию из DataInputStream’а (ему подавай InputStream).

Вот так оно, наверно: для них это просто работа, а для непосвящённого — шаманство.

Мои книги